Литература устарела
Моей дочке сейчас 12, и она с трудом продирается через пушкинского «Дубровского». Сложные обороты, новые-старые слова и непонятно зачем накрученные описания. Да, проще всего сказать, что проблема в моей дочке и тех детях, которым любовь к литературе не привили.
Не соглашусь. Мои с интересом читают про Тома Сойера и Гекльберри Финна, тридцать три несчастья детей Бодлер и, конечно, Гарри Поттера. А ещё весь обязательный и дополнительный список книг на лето. Хотя последнее — это уже под моим надзором, что уж там.
Имею ли я в виду, что пора срочно отменять литературу? Да упаси бог. Я литературу обожаю и преклоняюсь перед писателями, её создавшими и продолжающими создавать. Дело в другом.
Иногда, чтобы разобраться в нагромождении оборотов, маленькому человеку нужен, вы не поверите, большой человек. Например, вы снова не поверите, учитель литературы. Который поможет прорваться через сложное и сделать его простым и понятным.
Это же так должно быть устроено, да?
Примерно также это должно работать и с театром. В Новгородском театре драмы имени Ф. М. Достоевского недавно прошла премьера «Барышни-крестьянки» режиссёра Леонида Алимова. И после нескольких показов соцсети наполнил учительский гвалт. Чаечками они спустились на бедный спектакль и стали клевать его за «так не пили», «так не ели», «так не пели» и «это не Пушкин».
А что такое спектакль по произведению? Возьмём за скобки — произведению по самой классической классике. Это всё равно не само произведение! Вот это открытие, правда?
Театральная постановка — это отдельный вид искусства. Который, кстати говоря, помогает это самое произведение понять. Или нет. Тут уж всё от режиссёра будет зависеть. И сценариста.
В этом конкретном спектакле вместо солнца — кольцевая лампа, а герои ходят в разноцветных колготках. Кстати, отдельное спасибо художнику по костюмам за образ Барышни на обеде с Берестовыми. Салатовые колготки, розовые стрипы и сдержанный серый костюм с умопомрачительной пышной юбкой и ассиметричным пиджаком. Вообще игра цвета и света тут продумана до мелочей — бутылки на столе будут перекликаться с домами и светом, красная большая матрёшка, из которой «родится» Барышня — с крышами домиков.
Зритель узнаёт музыку, которой там полно, от Трофима до старинных казачьих песен. Это, в хорошем смысле слова, балаган цвета, света, музыки и смеха. И школьники это понимают. Впереди меня сидели такие. Смеющиеся, хихикающие и подтанцовывающие вслед за актёрами. Им было понятно и хорошо. Они теперь будут читать. И рядом учителя с кислыми лицами. Те, которым «не Пушкин».
А, по сути, о чём эта история? Это ведь не пасторальная картина про помещиков. Это авантюрная комедия про подростков, которые сорвались и понеслись навстречу приключениям и скандалам. И великое везение (спасибо, Александр Сергеевич!), что их история закончилась хорошо.
Казалось бы, теперь учителям нужно подхватить это настроение, объяснить разницу между сценой и книжными страницами, вплести историю одну в другую и влюбить детей окончательно, но… увы.
Имеем только возмущения, потому что они сами не понимают, как это объяснить. Вот совсем другое дело было бы, если б со сцены этого несчастного Пушкина по ролям просто почитали. И напрягаться не надо.
А спектакль отличный получился.
С премьерой, Театр!
Источник