Озерников Владимир Борисович, театральный художник, художник-монументалист

Озерников Владимир Борисович, севастопольский художник, в своей мастерской накануне 75-летия со дня рождения. 1993. А. Баженов. МГОиОС
Озерников Владимир Борисович, севастопольский художник, в своей мастерской накануне 75-летия со дня рождения. 1993. А. Баженов. МГОиОС

После того, как из истории был вычеркнут СССР, монументальное искусство как способ придания смысла и красоты среде обитания человека пошло на спад. Грандиозные архитектурные проекты до сих пор реализуют, но вот украшать их внутри и снаружи инсталяциями из металла, мозаичными панно или фресками уже не хотят. Хотя… хотя вот муралы вошли в моду. Тоже тема. Тоже направление в монументальном искусстве. Хорошо, что нам достались по наследству и – о, чудо! – сохранились некоторые объекты и имена их авторов. Среди таких имен малоизвестное – Озерников Владимир Борисович. Театралам, вероятно, это имя знакомо: Владимир Борисович много лет работал в театре имени А. В. Луначарского. Его рукам принадлежит сценография первого спектакля, показанного в новом здании театра на пр. Нахимова: премьера прошла в сентябре 1957 г. – давали спектакль «Оптимистическая трагедия», поставленный по пьесе Вс. Вишневского.

Оптимистическая трагедия. 1957 МГОиОС
Оптимистическая трагедия. 1957 МГОиОС

В фондах Музея Героической обороны и освобождения Севастополя сохранились театральный эскиз и афиши спектаклей, в художественном оформлении которых принимал непосредственное участие Озерников: «Да поможет мне бог», 1961, «Передай мне улыбку», «Сирано де Бержерак», 1965 г.

Да поможет мне бог. Эскиз. 1961. МГОиОС
Да поможет мне бог. Эскиз. 1961. МГОиОС

Художник был привлечен и к подготовке праздника искусств, который проводили в городе в 1961 году. За что был награжден грамотой Политуправлени ЧФ.

Грамота Отдела пропаганды и агитации Политуправления ЧФ. 196МГОиОС
Грамота Отдела пропаганды и агитации Политуправления ЧФ. 196МГОиОС

Примерно в это же время Озерников работает над росписью комнаты сказок в будущем Дворце пионеров, который в 1962 году начал свою работу в здании, где прежде размещался Романовский институт физических методов лечения (при СССР – институт им. Сеченова И. М.). В этом деле Озерникову помогал его товарищ, которого он переманил в Севастополь – Павел Саушкин.

Художник Озерников В. Б. расписывает стены в комнате сказок Севастопольского дворца пионеров. 1957. МГОиОС
Художник Озерников В. Б. расписывает стены в комнате сказок Севастопольского дворца пионеров. 1957. МГОиОС

Владимир Борисович обладал талантом и в написании портретов: его руке принадлежит великолепный портрет Франца Алексеевича Рубо – создателя полотна Севастопольской панорамы. В запасниках музеев сохраняются карандашные портреты современников Озерникова, и среди них есть портрет его коллеги – театрального художника Шеметова Н. С., который также работал в театре им. А. В. Луначарского и участвовал в создании 70 спектаклей. А вот портрет-шарж самого Озерникова исполнил его товарищ – Павел Саушкин.

Озерников В. Б. Портрет Рубо Ф. А. 1964 МГОиОС
Озерников В. Б. Портрет Рубо Ф. А. 1964 МГОиОС
Озерников В. Б. Портрет художника Н.С. Шеметова. 1983 МГОиОС
Озерников В. Б. Портрет художника Н.С. Шеметова. 1983 МГОиОС
Саушкин П. В. Дружеский шарж на художника Озерникова В.Б. 1994 МГОиОС
Саушкин П. В. Дружеский шарж на художника Озерникова В.Б. 1994 МГОиОС

В 1968 году художника-монументалиста привлекают к интерьерным работам на новом объекте – в Стрелецкой бухте построено кафе «Херсонес», и над внутренним пространством предстоит работать Озерникову. Вскоре здесь было установлено панно из дерева, разделяющее зоны раздачи и зала. Это была не первая и не последняя работа с внутренним пространством зданий.

Интерьер кафе "Херсонес". Акуленко И. В. 1968 МГОиОС
Интерьер кафе "Херсонес". Акуленко И. В. 1968 МГОиОС

К 50-летию художника была организована городская выставка, на которой были представлены живописные полотна художника.

Каталог выставки Владимира Озерникова к 50-летию со дня рождения. (С дарственной надписью автора Музею героической обороны). 1969 МГОиОС
Каталог выставки Владимира Озерникова к 50-летию со дня рождения. (С дарственной надписью автора Музею героической обороны). 1969 МГОиОС

Еще одно творческое направление, в котором художник смог себя реализовать – мозаика. В фойе гостиницы «Украина», которая строилась как «Алые паруса», до сих пор сохраняется галечная мозаика с изображением тех самых парусов и морских обитателей. В данном случае работали над произведением монументального искусства сразу три художника: помимо Озерникова Михаил Бочкарёв и Зиновий Филиппов. Мозаика собрана из гальки, привезенной с разных пляжей Крыма. Найти в собственном архиве фото этой мозаики – дело затруднительное, а сам арт-отель не выставляет фото уникальной работы, тогда как в реале постоянно загораживает ее картинами – работами современных художников, тем самым принижая художественные достоинства этого образца монументального искусства. Так мне кажется.

Говорят, что гальки было так много, что часть потом использовали для оформления остановок общественного транспорта, но ни одна из них не сохранилась до наших дней. Еще часть была применена для декора залов железнодорожного вокзала, Дома моделей на улице Сенявина, 1. Между тем, мозаичное полотно, принадлежащее рукам Озерникова, вероятно, сохранилось в здании Морвокзала, в оформлении интерьеров которого принимал непосредственное участие Владимир Борисович.

Интерьер Морского вокзала.  Фото Акуленко И. В.1968 МГОиОС
Интерьер Морского вокзала. Фото Акуленко И. В.1968 МГОиОС

Как мастер мозаики художник был привлечен и к работам в музее-заповеднике «Херсонес Таврический», где участвовал в подготовке экспозиции предметов из стекла из запасников музея.

Озерников В.Б. составляет мозаику в Херсонесском музее. 1964 МГОиОС
Озерников В.Б. составляет мозаику в Херсонесском музее. 1964 МГОиОС

В Доме моделей фабрики индпошива им. З. Космодемьянской в 1977 году появилось полотно-фреска, написанное театральным художником Озерниковым. Об этом произведении рассказывают в одной из статей городской газеты «Слава Севастополя».

«Слава Севастополя». 20 мая 1977. Фото А. Баженова
«Слава Севастополя». 20 мая 1977. Фото А. Баженова
После реконструкции начнет функционировать обновленный демонстрационный зал Дома моделей фабрики индпошива и ремонта одежды им. З. Космодемьянской Здесь все привлекает…. но особенно – стенная живопись.
На огромной стене во всю длину зала севастопольский художник Владимир Озерников сделал роспись. по которой можно проследить эволюцию одежды. начиная с древних времен и до наших дней, то есть те изменения. которые произошли в ней за минувшие века.
Вся живопись выполнена темперой по левкасу (особой проработке стен) и напоминает гобелен – стенной ковер в вытканными изображениями.
Словно пришельцы из далеких веков возникают перед нами призрачные фигуры и в классической античной болезни. Вторая группа – византийская: подчеркнутая роскошь в одежде, богатая ткань.
Владимир Озерников хорошо знает предмет своего изображения. чему способствовала многолетняя его работа в театре, требовавшая от художника глубокого проникновения в различные эпохи. детального их изучения В этой росписи он не просто рисует одежды разных времен, а художественно исследует их. Каждая группа, изображенная на стене, имеет определенны сюжет, своих прототипов.
Мы легко узнаем по средневековым платьям Ромео и Джульетту, по сапогам-ботфортам и кожаным штанам – голландского рыбака, труженика моря.
...Допетровская Русь. На девушке куницей отделанная шубка, соболья шапочка. На нем – стрелецкий кафтан, шапка-соколока, сафьяновые сапожки.
А вот русская народная группа. Словно пришли из сказок и былин крестьянский сын в косоворотке, расшитых брюках, летних лаптях и девушка истинно русской красоты в кокошнике, орнаментированном сарафане, фартуке, через плечо коромысло с деревянными ведрами.
XVII-XVIII столетие. Франция. Но кто это? Бородка клином, стрелками усы, кружевной воротник, шпага, шляпа с пером… Да это же один из трех знаменитых мушкетеров! Тонкими и точными деталями характеризует художник одежды екатерининских времен, пушкинских героев – Татьяны и Олега, чеховских персонажей. Но все дальше уходят пышность, вычурность, тяжелые многоскладчатые одежды, все больше люди ищут красоту в сочетании строгих форм, материалов, цветов.. Главным в моде становится предельная гармония и целесообразность.
…Гражданская война… Буденовец, балтийский моряк, девушка-комиссар.
…Одежда нашего времени. Она разная –спортивные брючные костюмы, легкие украшенные кружевами блузки и молодежные мини-юбки, свадебные платья из гипюра, шифона, шелка и вечерние – расклешенные, длинные. Красивы и практичны детские костюмчики, строги и привлекательны мужские наряды.
В современной моде чувствуется стремление к созданию удобного, элегантного костюма, отвечающего образу жизни современника.
Владимир Озерников пополнил наши знания об истории костюмов, и мы благодарны за это художнику. Д. Ткаченко.

Мне, признаться, непонятен микс из французских мушкетеров и российских онегиных и революционеров, но художник так видел.

А вы знали о таких работах и таком художнике?