Совсем недавно в СМИ проскочила новость, что господин Музаев, один из деятелей Рособрнадзора, расстроен фактом размножения репетиторов по периметру процесса школьного образования..
"Ведь репетитор – это бывший учитель! Надо немедленно вернуть его обратно!"
Всё-таки есть в этой инстанции что-то инопланетное, не от мира сего. Не от нашего, товарищи, реального мира.
У меня даже цикл статей имеется. Я давно этих "чиновников" раскусила.
Гости из далёкой галактики обосновались в некотором министерстве и ведут бурную активность, не представляя, что такое земляне и как с ними бороться сотрудничать.
Маленький ликбез проведу для альдебаранцев наших дорогих. Одну планету делим, как-никак. Обосновались, бедолаги. К себе домой им лететь не досуг, видимо. Обломали свой космолёт о суровую земную реальность.
Надо поддержать, раз уж такое дело.
Объясню, почему репетитор с высочайшей вероятностью в школу не вернётся. Писать буду от первого лица, ведь я и есть тот самый репетитор, который работал в школе и который туда не вернётся, потому что...
Оттуда не возвращаются
Место и время работы
Где угодно. Сейчас на море работаю. Надоест – в Подмосковье уеду. На даче продолжу.
Выбор места за репетитором. Особенно теперь, когда уроки можно проводить, сидя у себя в комнате-кабинете. Онлайн.
Поначалу я артачилась, будучи довольно косным человеком, однако когда втянулась, за уши не оттащишь.
Так не сразу получается. Есть несколько этапов: сначала ты ездишь к ученикам, потом они ездят/ходит к тебе, а затем – у меня случился онлайн. Кто-то не любит интернет, работает по старинке очно. У меня есть такие коллеги.
Это вопрос вкуса. Но вашего личного вкуса. А не директорского. И время вы выстраиваете под свои нужды. Делаете так, что удобно и вам, и ученикам.
Пробираться на работу в 6.15 морозным февральским утром, когда беспощадный ветер срывает с тебя пуховик и остатки самоуважения, а ещё ехать полтора часа, если повезёт...
Ни за что!
Чашка бодрящего кофе и одиннадцать шагов до роскошного, словно пульт космического корабля, стола. Всё.
Я приехала и с удовольствием (с удовольствием, а не уныло и обречённо) приступила.
Методы работы
Обожаю этот пункт. Сколько учеников – столько подходов. Невозможно всех выровнять под одну гребёнку! Машенька страшится геометрии? Попробуем вот так. Петя халтурит? Сейчас глянем, как его уесть поинтересней, чтобы не халтурил. Никита пишет клинописью? Ага, ну тогда...
Видите? Ни один методист не скажет мне, как работать, по каким учебника идти, какие методики выбирать.
Я сама себе и методичка, и дидактический материал, и КТП – тоже я. Причём, в каждом случае индивидуально, а не коллективно,
чего школа не сможет мне организовать, даже если очень постарается.
Разумеется, мы, репетиторы, должны не отрываться от школьной программы, ведь к нам сейчас обычно обращаются, чтобы или к ОГЭ/ЕГЭ подготовить, или чтобы оценки стали получше.
Тем не менее, эти пожелания никак не идут вразрез с тем, что я уже написала.
Линейные уравнения – они и у Макарычева, и у Никольского, и у Мерзляка одинаковые! Представляете?! Одинаковые!
Что хочу, то и использую. И голову использую на каждом уроке. И силы, и нервы, и умение, и старание. В том количестве, в котором нужно мне, а не в том, которое прописано в ФГОС.
Не получится так в школе. Преподавание похоже на полёт, на магию, на волшебную паутину. В школе она порвётся или о бюрократию, или об учеников, которых выбирала не я.
Свобода выбора учеников
- Бывает, что нет контакта с учеником. Редко, но бывает.
- Бывает, что в ходе занятий понимаешь, что сотрудничество непродуктивно.
- Бывает, что не можешь пробиться через нежелание ученика работать, тщетно прилагая бесполезные усилия для достижения педагогического результата.
Обучение – двусторонний процесс. Нет вот этой неосязаемой связи – нет результата.
(Уже приводила аналогию про сообщающиеся сосуды.)
Тогда надо отказываться. Дело не в деньгах. В репутации.
Репутационные потери невосполнимы.
Школьная отчётность, заполнение всего и курсы повышения чего-то там
Знаете, где у меня расписание? В голове. Результаты по ученикам расписаны в тетрадках. В них же находятся авторские таблички:
- что надо;
- что уже получается;
- что применить лучше, а что не сработало;
- какое ДЗ задавать, надо ли задавать.
Вся моя отчётность – мои тетрадки, которые я могла бы не вести, потому что всё в голове. Батюшка-профессор приучил статистику собирать. Да и в педагогическом институте так учили. Лучше записать. Хуже точно не будет.
Курсы повышения – по надобности. Когда мне надо, я знаю, что конкретно мне искать. Самообразование происходит не по расписанию, а по необходимости. И по зову души. Если ты не будешь расти, то к тебе не пойдут. И станешь сама себе неинтересна.
Это надо не для галочки, а для работы. И для этого, как его... А! Самоуважения!
Материальная сторона
От опыта зависит. Но даже когда я была в начале пути, даже когда учеников было совсем мало, уже тогда было понятно, что вышеперечисленные пункты в совокупности дают больше, чем деньги. Комфорт, спокойствие и уверенность в полезности действий.
Не ждите. Не скажу. Скажу только, что не всё упирается в деньги. Поясню: я могла бы, если бы захотела, начать преподавать группам. Опыт позволяет. Доход бы увеличился.
Но не делаю. Мне, опять же, комфортно преподавать индивидуально. Мой потолок – двое учеников. Да и то, не люблю.
Минусы в частном бизнесе тоже есть, но такие плюсы, согласитесь, перевешивают любые минусы.
***
Бывали случаи, когда учителя возвращались в школу после частной практики. И я об этом писала. Но там были довольно возрастные учителя. Наверное, привыкли. Точнее, привыкла. Один такой случай знаю. Чтобы сложилось в частном сегменте, а устойчиво бы тянуло в школу.
***
И Рособрнадзор хочет, чтобы мы, репетиторы, бросили рай и вернулись бы в... в школу?!
Вот я и говорю: мало в словах чиновников Рособрнадзора знаний о школе. И о репетиторстве. И о землянах.
Не понравился посыл инстанции. "Слишком много репетиторов, бывших учителей".
А вы, братья по разуму, задавали себе вопрос, как учителя там оказались, в репетиторстве?
- Может из-за низкой зарплаты?
- Может, из-за отношения к учителям?
- Может, из-за кучи жалоб, которые пишутся на педагогов родителями по поводу и без повода?
- Из-за административно-бюрократической нагрузки, коей учителя завалены по маковку?
- Из-за "Сферума" и прочих платформ, из-за классных чатов и отчётности, из-за провальных (но обязательных) учебников?
- И кипы всего другого, чего я, слава Пифагору, не знаю, так как давно и счастливо в школе не работаю?
(А когда-то именно об этом мечтала. Я из династических. Из потомственных педагогов.)
Может, вы сами этого добились, а теперь умилительно прячете глазки и заламываете лапки?
Прошу вас, дорогие читатели, не сердиться, если репетитор был резок. Не специально вышло, просто тема для меня личная. Мозоль. Вот и выговорилась.
Спасибо, что прочитали.
Если серьёзно, то там было кое-что светлое, в словах этого чиновника. Он говорил о взаимодействии школ и репетиторов. Так вот, мы с директором местной школы уже додумались сами. И вовсю взаимодействуем.
С моей стороны больше на благотворительность похоже.
Но это (и снова) мой выбор.
***
А теперь приходите и расскажите, какие причины я не назвала. Недосказала намеренно, чтобы вам тоже было что сказать.
Жду вас в комментариях.
И лайков тоже жду. Мне приятно будет😊👍