Найти в Дзене
Заметки директора

России нужны дешёвая энергия и недорогое топливо

России, как воздух, необходимо иметь много дешёвого топлива. В первую очередь это диктуется огромными просторами страны. Для поддержания единого экономического пространства, связи между регионами и обеспечения надежного снабжения требуется стабильное транспортное сообщение. Автомобили, поезда, самолеты и водные средства передвижения - это огромное количество бензина, солярки и керосина, расходуемое на перемещение сырья и товаров. Конечная цена любой продукции зависит от стоимости логистических услуг. Дешёвые энергия и топливо могли бы стать главным конкурентным преимуществом российской экономики. Самое интересное, что все необходимые условия для этого имеются. Запасы углеводородов - одни из крупнейших в мире. Добыча - на высочайшем уровне. Многочисленные нефтеперерабатывающие заводы производят различных видов топлива в избытке. Но почему же всем этим богатством в полной мере пользуются совсем в других странах, зачастую, не дружественных? Доступность бензина следует оценивать не по а

России, как воздух, необходимо иметь много дешёвого топлива. В первую очередь это диктуется огромными просторами страны. Для поддержания единого экономического пространства, связи между регионами и обеспечения надежного снабжения требуется стабильное транспортное сообщение. Автомобили, поезда, самолеты и водные средства передвижения - это огромное количество бензина, солярки и керосина, расходуемое на перемещение сырья и товаров. Конечная цена любой продукции зависит от стоимости логистических услуг.

Дешёвые энергия и топливо могли бы стать главным конкурентным преимуществом российской экономики. Самое интересное, что все необходимые условия для этого имеются. Запасы углеводородов - одни из крупнейших в мире. Добыча - на высочайшем уровне. Многочисленные нефтеперерабатывающие заводы производят различных видов топлива в избытке. Но почему же всем этим богатством в полной мере пользуются совсем в других странах, зачастую, не дружественных?

Доступность бензина следует оценивать не по абсолютной стоимости, а по отношению к средней зарплате. При таком подходе, выходит, что цена горючего для россиян в разы больше, чем для жителей многих стран, даже таких, где нет месторождений нефти. К примеру, гражданин Великобритании может приобрести 2000 литров бензина на ежемесячную зарплату. Гражданин Люксембурга - 2600 литров, Австрии - 1800 литров. В самой бедной европейской стране Молдавии - 456 литров. Следует помнить, что бензин в Европе, преимущественно из России. Вот только средний россиянин едва ли сможет приобрести на свою зарплату 454 литров в месяц. Сравнение с американцами, вообще, шокирует. Средний гражданин США купит 6000 литров. В нефтедобывающих странах горючее стоит копейки. Рекордсменом является Кувейт, с 300 000 литров на ежемесячную зарплату.

Если взять в качестве примера возможности жителей Великобритании по приобретению 2000 литров горючего в месяц и доход среднего россиянина в 25 000 рублей, то литр бензина в РФ должен стоить 12,5 руб. Можно себе представить насколько бы снизились цены абсолютно на всё и как поднялся бы жизненный уровень граждан России! А какой мощный рывок смогла бы осуществить экономика. Почему же существует такая несправедливая до абсурда ситуация? Энергоресурсов более чем достаточно, но они не для внутреннего пользования. Непрерывно растущие цены, как итог фискальной деятельности государства и "жадности" собственников нефтегазовой отрасли, сделали моторное топливо для россиян запредельно дорогим.

Для сравнения, в США налоговая составляющая в стоимости горючего не превышает 10%. В России - свыше 70%. Получается, что Минфину крайне выгодна высокая стоимость бензина. Помнится, вводя акциз на топливо, правительство обещало отменить дорожный налог. Не отменило. В Госдуме, периодически вспоминают об этом, но не сказать, чтобы очень активно. Власти не хотят поступиться хотя бы рублём бюджетных средств, хотя очевидно, что деньги сторицей вернутся в виде налогов с выросшей экономики.

-2

В большинстве стран мира нефтегазовой отраслью владеет государство. Там где власти заинтересованы в развитии национальных экономик, стоимость ГСМ регулируется в пользу населения и промышленности. Так происходит везде, от Кувейта до США. Почему же в РФ по-другому? Почему олигархи, владеющие большей частью нефтянки жёстко и вполне успешно гнут свою линию на продажу топлива за границу, тем самым подстегивая к росту внутренние цены? Государство же то ли не хочет, то ли не может сдерживать аппетиты нефтяных баронов.

В пересчёте на доходы населения в РФ одни из самых высоких в мире цены на топливо. Среди нефтедобывающих стран - самые высокие. Не работает в этом направлении "железная рука рынка". Для того чтобы Россия по-настоящему (не по липовым отчетам Всемирного банка и МВФ) смогла войти в пятерку ведущих мировых экономик, необходимо создать самые конкурентные условия для промышленности, чтобы стало возможным и выгодным производить своё. Вне всяких сомнений, вопрос дешевого топлива в этом деле является приоритетным.