В Москве и за рубежом ночной транспорт перевозит миллионы горожан, но в столице Татарстана ему вряд ли дадут зеленый свет.
В России история ночного транспорта неоднозначная
Жители Казани, замечая, как растут цены на поездки в такси, порой недоумевают: почему общественный транспорт не работает круглосуточно? Сейчас в городе метро открыто с 6:00 до 24:00, а наземный электротранспорт работает с 5:30 до 23:30. Автобусы в зависимости от маршрута начинают ездить с 5:30 до 22:00–23:00. Конечно, не успевшие на общественный транспорт жители столицы могут воспользоваться услугами такси, но что, если эту нишу заполнят автобусы, троллейбусы и трамваи? Разумеется, речь идет не о полном составе маршрута, а лишь о нескольких единицах транспорта на самых популярных направлениях.
Опыт круглосуточного движения общественного транспорта в стране есть. В Москве действуют 16 ночных маршрутов наземного транспорта, из которых три являются круглосуточными. В основном эти автобусы проходят через центр города и связывают его с вокзалами и аэропортами Шереметьево, Внуково и Домодедово. Интервал движения составляет 30 минут, все остановки на маршрутах, кроме тех, что расположены у метро, — по требованию пассажиров. Такие рейсы действуют в столице уже больше 10 лет, за это время ими воспользовались больше 11 миллионов раз.
«Это не просто удобство, а необходимость. С их помощью, например, можно добраться до аэропортов Внуково, Шереметьево и всех столичных ж/д вокзалов, когда метро уже закрыто. Ночью автобусы и электробусы курсируют между 70 районами и центром», — рассказывал о ночных и круглосуточных маршрутах мэр Москвы Сергей Собянин в 2023 году.
Однако не везде опыт запуска ночного транспорта можно назвать успешным. До 2020 года в Санкт-Петербурге автобусы ездили по городу и после полуночи с весны по осень. Как правило, этот вид транспорта следовал по тем же маршрутам, что и метро, которое в ночное время также не функционирует. Но от таких маршрутов было решено отказаться, причина — низкий спрос у пассажиров.
«Не взлетел» ночной транспорт и у соперника Казани за звание третьей столицы — Нижнего Новгорода. В феврале 2019 года в качестве эксперимента местные власти запустили в городе движение ночного трамвая на одном из маршрутов. С 22:00 до 5:30 на маршруте оставался один вагон, обслуживающий пассажиров. Но в ноябре его движение было прекращено, опять же из-за низкого пассажиропотока.
Обслуживают автобусы, троллейбусы и трамваи горожан и за рубежом. Хорошо развита сеть ночного транспорта в чешской Праге, там в темное время суток пассажиров перевозят трамваи. Работает ночной транспорт и в Германии, Венгрии и Бельгии. Действуют ночные рейсы и в крупных городах Китая — Пекине, Гонконге и Шанхае. После полуночи курсирует общественный транспорт и по улицам турецкого Стамбула.
Круглосуточный транспорт не разорит таксистов
И в столице Татарстана задумывались о круглосуточном и ночном транспорте. В 2013 году сторонники этой идеи даже создали онлайн-петицию, ее подписало более двух тысяч человек. Но, как мы видим, транспорт ночью по городу так и не курсирует.
В казанском «Метроэлектротрансе» в ответ на запрос «Вечерней Казани» сообщили, что запускать ночное движение электротранспорта не планируют из-за малого количества пассажиров в эти часы. В мэрии на наш запрос о перспективах круглосуточного транспорта ответили коротко: его запуск в городе не планируется.
Блогер-урбанист Дмитрий Сагдеев в беседе с корреспондентом издания выразил пожелание, чтобы городской транспорт перевозил пассажиров и в более позднее время. При этом необходимости круглосуточной работы общественного транспорта он все же не видит.
- Транспорт должен работать до часу ночи, особенно в выходные дни и в пятницу вечером. А вот в три часа ночи он вряд ли будет востребован. Для ночных рейсов необходимы субсидии, так как перевозчики не будут выполнять их за свой счет. Ведь цель любого коммерческого предприятия — получение прибыли, — отмечает эксперт.
Сагдеев считает, что вид транспорта, который осуществляет ночные рейсы, не имеет значения. Главное, чтобы это были популярные у казанцев маршруты, на которых можно добраться из одной точки города в другую. Также Сагдеев не думает, что ночной общественный транспорт сможет конкурировать с такси. Перевозчики давно бы работали после полуночи, если бы им это было выгодно. Другое дело, что общественный транспорт и не обязан быть прибыльным, просто такие рейсы должны субсидироваться государством.
Также «Вечерняя Казань» решила узнать мнение «со стороны» о необходимости Казани транспорта, который мог бы обслуживать горожан круглые сутки. Руководитель зеленодольского перевозчика «Экспресс» Дмитрий Грузков считает, что необходимости в ночных автобусах, троллейбусах и трамваях в Казани нет. Эта услуга вряд ли будет востребована большим количеством жителей. А те, кому она необходима, могут воспользоваться такси.
- С экономической точки зрения смысла в таких маршрутах нет. В это время большинство жителей города спит. А если ночью хочешь поехать на гулянку — пожалуйста, катайся на такси. Да и ночью на транспорте могут оказаться нетрезвые пассажиры. Пространство в автобусе небольшое, и если один пассажир случайно заденет другого плечом, это может привести к конфликту. Общественный транспорт играет важную роль в решении социальных вопросов, но какие проблемы можно решить ночью? Ведь в это время большинство учреждений уже закрыто, — отмечает Грузков.
Представитель перевозчика «Экспресс» полагает, что для столицы Татарстана ночные маршруты актуальны лишь во время праздников — например, на Новый год или Рождество. Однако в это время городские власти и так организуют дополнительные маршруты.
Автор материала: Рамиль Акберов