Найти в Дзене
dvnovosti.ru

Постоянный контроль и насилие - почему мы остаемся в абьюзивных отношениях

В обществе домашнее насилие давно принято считать делом семейным. Соседи стараются не лезть, когда за стенкой ведут разговоры на повышенных тонах. Многие ошибочно считают, что у такого поведения есть разумное объяснение: домашнее насилие происходит только в неблагополучных семьях и тех, где часто прикладываются к алкоголю. Все это миф: агрессоры — представители разных профессий, социальных слоев, религий и политических взглядов. Это могут быть как люди с высшим образованием, так и без, пьющие и трезвенники, богатые и бедные. При этом тирану необязательно причинять физический вред своей жертве — большинству приносит удовольствие как можно чаще и по любому поводу ее унижать.

- Абьюз в отношениях – это психологическое или физическое насилие, которое совершается над партнером или членом семьи с целью контроля и подчинения. Этот вид насилия может проявляться в различных формах, включая эмоциональное унижение, угрозы, физическое насилие, изоляцию от окружающих, экономическое подавление и многое другое. Жертвы абьюза испытывают стресс, страх, беспомощность и чувство вины. Они часто сталкиваются с дилеммой – оставаться в отношениях из-за страха или попытаться выбраться из этой ситуации, - объяснила Елизавета Декал, психолог центра психологии и психотерапии «КПД».

Процесс абьюза имеет характерные черты, которые делают его сложным для понимания жертвы. В таких отношениях присутствуют периодичность, цикличность и страх со стороны перед агрессором. Цикл нападок включает в себя несколько этапов, которые повторяются: сначала жертву возводят на пьедестал, идеализируя ее, потом это сменяется разочарованием, а далее насилием.

- Этот поток любви может быть слишком завораживающим, заставляя жертву погружаться в отношения с головой. Абьюзеры слишком часто быстро влюбляются, признаются в любви, восхищаются, окружают огромным количеством внимания и заботы. Характерно быстрое сближение. Далее может последовать предложение о совместном проживании. Например, через месяц знакомства. Жертве слишком рано начинают говорить о совместных планах на жизнь — свадьба, дети и так далее. Все это заставляет поверить в истинность и серьезность намерений. Далее идеализация сменяется разочарованием: абьюзер начинает замечать, что его партнер не идеален, что имеются недостатки. Агрессия и гнев постепенно нарастают, становятся больше, раздражение накапливается. После начинается открытое выражение гнева, проявляется насилие. Оно может быть эмоциональным или физическим — спонтанное и неожиданное для жертвы. Ее унижают, оскорбляют, говорят неприятные вещи, - отметила Елизавета Декал.

После насилия снова наступает медовый месяц - абьюзер успокаивается, начинает бояться, что жертва теперь уйдет от него и заглаживает свою вину. Здесь характерно идеальное поведение: он снова становится любящим, очень нежным, заботливым, дарит подарки, активно используют газлайтинг - то есть отрицает случившееся, либо говорит, что жертва все неправильно поняла. Этот период какое-то время продолжается, и человек думает, что теперь все будет хорошо всегда. Но ситуация повторяется. И с каждым разом длительность периодов сокращается, а частота проявлений насилия увеличивается.

- Одной из основных причин, почему сложно выбраться из подобных отношений, является психологический контроль, который абьюзер осуществляет над жертвой. Он может использовать манипуляции, угрозы, ложные обещания и другие техники, чтобы поддерживать власть над партнером. Тот, в свою очередь, может чувствовать зависимость, страх и даже привязанность к своему партнеру, несмотря на все наносимые им страдания, - добавила психолог.

Другим фактором, который все усложняет, является социальная и экономическая изоляция. Часто окружение жертвы контролируют, отрезая ее от поддержки со стороны семьи, друзей и общества в целом. Важно также отметить, что низкая самооценка и чувство вины играют свою роль в том, почему жертвам абьюза трудно покидать отношения. Они могут начать сомневаться в себе, своей ценности и в том, что заслуживают более здоровых отношений. При этом одной из главных причин домашнего насилия можно назвать убежденность в том, что оно приемлемо. Поэтому, если вы заметили, что ваш партнер стал вас контролировать и пугать во время ссор, то это первый тревожный сигнал.

- К признакам абьюзивных отношений можно отнести то, что о вас почти никогда не заботятся, только в период примирения и спокойствия, не берут в расчет ваши потребности. Вы никогда не можете рассчитывать на партнера и строить хоть какие-то планы. Например, он может пообещать погулять с ребенком, а потом спровоцировать ссору, чтобы этого не делать. Контроль также относится к признакам. Иногда абьюзер патологически ревнив, или он открыто осуждает ваших друзей и родственников, запрещает с ними видеться. Двойные стандарты - то, что позволено ему, никогда не позволено вам. Один в отношениях заведомо свободнее или сильнее. Если вы финансово зависимы от партнера, он выдает деньги только на самое необходимое, себе же не отказывает ни в чем. Пугающее поведение при злости, когда вы стремитесь избежать конфликта, так как знаете, что за любое возражение на вас выльется ушат грязи, мат, оскорбления. Абьюзеры пинают предметы, могут угрожать, заломить руки, - указал Константин Рыжков, врач-психотерапевт, директор центра психологии и психотерапии Pacific Mental Health Centre.

Заискивающее поведение жертвы, когда вы как будто соглашаетесь со своей второстепенной ролью, где ваша основная функция — не раздражать партнера, также указывает на проблемы. Вы контролируете себя, подбираете слова, но фокус в том, что не раздражать невозможно. Эмоциональные качели, к слову, также указывают на серьезные проблемы.

- Поощрение, чередующееся с наказанием, — такие отношения похожи на наркотик. Организм переживает потрясения на гормональном уровне: то растет уровень кортизола, то скачет дофамин, когда вас наконец поощряют. Непредсказуемые вознаграждения высвобождают больше дофамина в мозге, чем предсказуемые. Ссоры по кругу, когда вы продолжаете вести со своим партнером одни и те же скандалы, которые происходят без реального победителя. Вы чувствуете себя застрявшей в отношениях, как будто не видите выхода. При этом вы не можете открыто конфронтировать с обидчиком, но ярость от несправедливости никуда не уходит — вы выражаете недовольство шутками, сарказмом, никогда не говоря о проблеме напрямую. Прошлые партнеры, по словам абьюзеров, как на подбор оказываются тупыми, алчными, неряшливыми. Вы начинаете чувствовать себя избранной, спасительницей, которая понимает партнера лучше всех остальных, — добавляет врач-психотерапевт.

Такие отношения обязательно скажутся на здоровье, если вы заметили приступы мигрени, проблемы с пищеварением, ухудшение иммунитета - это говорит о том, что ваше тело не выдерживает стресс. По итогу выбор между тем, чтобы оставаться в таких отношениях или уходить из них, представляет собой сложную дилемму, которая требует глубокого понимания механизмов и поддержки со стороны специалистов и близких людей. К ним нужно обратиться в первую очередь.

Стоит отметить, что закон против домашнего насилия есть в 75,9% стран. В России оно регулируется только административным кодексом. Уголовная ответственность накладывается за вред здоровью, побои, истязание, изнасилование, понуждение к сексуальным действиям и так далее, но за моральное давление привлечь невозможно.

Вместе с тем в этом году председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина выразила сомнение в том, что в России нужен закон против домашнего насилия. Во-первых, по ее словам, с точки зрения законодательства оно не должно отличаться от других видов преступлений — тех, которые уже перечислены в Уголовном кодексе. Во-вторых, по ее мнению, «большой общественной поддержки эта тема у нас не находит». Останина обратила внимание на то, что многие женщины, написав заявление в полицию о побоях со стороны мужа, потом забирают его назад. Наконец, депутат уверена, что «главный метод профилактики домашнего насилия — осознанное принятие решения при создании семьи. Не погоня за папенькой с деньгами без любви. А действительно осознанное решение».

Однако международное сообщество считает домашнее насилие одним из самых распространенных и опаснейших нарушений прав женщин. По данным ООН, по крайней мере, каждая третья девушка в мире, то есть не менее миллиарда женщин, хотя бы раз в жизни подвергалась избиению, принуждению к половым отношениям или иной форме притеснения. Как правило, агрессором является кто-то из родственников или знакомых. Потому принятие закона против домашнего насилия — прямая обязанность государства в области защиты прав человека. Но пока мы продолжаем топтаться на месте.

Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru