Найти в Дзене
Гуманитарщина

Государство

В какой-то момент на этой планете появляется наш вид — человек разумный[1]. Этот вид вначале живёт небольшими группами, занимаясь охотой и собирательством. Периодически эти небольшие группы сталкиваются друг с другом. Иногда они враждуют, иногда дружат, главное же то, что так может продолжаться бесконечно. Государство на уровне охоты и собирательства возникнуть не может, потому что для него не хватает ресурсов. Представьте, что вы живёте в обществе, которое состоит, может быть, человек из 50. Вы ничего не производите, потому что ещё не знаете как. Чтобы выжить, вы должны постоянно охотиться и ходить в лес — что нашли, то нашли. И это всё. Периодически вы сталкиваетесь с такими же сообществами, которые ведут точно такую же жизнь. В таких условиях цивилизацию не построишь, потому что буквально каждый день решается вопрос жизни и смерти. Спустя некоторое время человечество осваивает земледелие и скотоводство. Это важнейшее условие для возникновения государства. После того, как вы научилис

В какой-то момент на этой планете появляется наш вид — человек разумный[1]. Этот вид вначале живёт небольшими группами, занимаясь охотой и собирательством. Периодически эти небольшие группы сталкиваются друг с другом. Иногда они враждуют, иногда дружат, главное же то, что так может продолжаться бесконечно. Государство на уровне охоты и собирательства возникнуть не может, потому что для него не хватает ресурсов. Представьте, что вы живёте в обществе, которое состоит, может быть, человек из 50. Вы ничего не производите, потому что ещё не знаете как. Чтобы выжить, вы должны постоянно охотиться и ходить в лес — что нашли, то нашли. И это всё. Периодически вы сталкиваетесь с такими же сообществами, которые ведут точно такую же жизнь. В таких условиях цивилизацию не построишь, потому что буквально каждый день решается вопрос жизни и смерти.

Спустя некоторое время человечество осваивает земледелие и скотоводство. Это важнейшее условие для возникновения государства. После того, как вы научились разводить скот и возделывать землю, у вас появляются излишки еды. Все сыты и остаётся что-то ещё. Это позволяет закрепиться на одном месте и производить ещё больше еды. Вы уже знаете, как строить жилища, теперь можно засеять всё кругом, земли очень много. Из-за того, что теперь вы никуда не двигаетесь и полностью обеспечены едой, можете плодится в больших масштабах. Также у вас расширяется горизонт планирования: теперь можно не ограничиваться двумя днями и заглянуть в месячное или даже годовое будущее. Начинается новая жизнь — более предсказуемая, безопасная и сытая.

Однако здесь же начинаются и проблемы. Время от времени вы будете подвергаться набегам тех, кто по каким-то причинам решил не заниматься земледелием и скотоводством. Вас будут грабить, и вы ничего не сможете сделать, потому что пришлые люди живут набегами, эта стиль их жизни. Именно в этот момент происходит самое важное. Люди, живущие набегами, опять же, не сразу, а спустя какое-то время понимают, что вместо того, чтобы прийти, пограбить и уйти, можно прийти, пограбить, остаться и грабить дальше. Для этого нужно подчинить группу скотоводов и земледельцев и отнимать у них часть добытого продукта. Сделать это несложно, потому что сила на вашей стороне. И если у вас получится подчинить этих людей и главное удержаться, то дальше случится следующее. Пройдёт ещё некоторое время, народятся новые поколения. Для них существующая система отношений, когда есть вон те с оружием, которым мы обязаны отдавать, будет считаться нормой. Никто уже не вспомнит, что когда-то было по-другому. Те, что с оружием, уже не будут восприниматься как чужаки- разбойники, как откровенное зло, потому что они уже будут называться знатью. Они перестанут убивать и насиловать всех подряд, сделавшись своими. Они будет жить в особых домах, а их право на власть будет освящено богами. Для этого появится специальные мифы и законы, которые всеми — и верхами, и низами — будут почитаться. Всех, кто будет не согласен с таким порядком, будут жёстко наказывать. Для этих целей у знати, у потомков завоевателей будут специальные военизированные отряды, которые будут очень хорошо оплачиваться и следить за порядком. Вот так возникает государство.

Конечно, с течением времени оно будет эволюционировать, усложняться, в нём будут возникать новые структуру и грани, но природа его будет оставаться неизменной: эта природа — систематическое, организованное, осознанное насилие с целью экономической эксплуатации.

Это точное определение, но, как и всякое определение, оно довольно абстрактно.

Чем является государство на практике? Часто, вслед за Гоббсом говорят, что государство — это Левиафан, это монстр. Другие говорят, что государство — это благо, это великий даритель, защитник и гарант безопасности. Третье ставят равно между государством и родиной. Всё это пустые слова. Государство — это люди, но только не все, а очень конкретные. Государство — это чиновники из трёх ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной) + силовики (полиция, спецслужбы и армия). Государство — это президент, очень конкретный: с биографией, речью, идеями, внешностью и стилем одеваться; это министры, генералы, полковники, судьи и госслужащие. Представьте себе полицейского, который куда-то идёт, или чиновника, которому вы принесли бумаги на паспорт. Вы только что представили государство. Это именно оно, вернее, его частичка.

Я делаю на этом такой сильный акцент, потому что, когда мы рассуждаем в терминах «государство — это благо», в терминах родины или Левиафана, нам рисуется какая-то непонятная сущность, которая есть где-то там, и которую мы никогда не поймём. Если же государство — это конкретные люди, сразу начинается другой разговор. Теперь мы, основываясь на своём жизненном опыте, можем прикинуть: а какими бывают люди? Конечно, они бывают очень разными, но у всех есть хотя бы одна неприятная наклонность или черта. Кто-то постоянно врёт, кто-то не терпит замечаний, кто не считает других людей ценностью, кто-то готов на всё ради власти и ещё очень много всего. И вот вопрос: что меняется после того, как такой обычный человек становится частью государства и, как мы выяснили, его маленьким воплощением? Не меняется ничего, все пороки этого человека остаются с ним. Но только теперь у него появляется известная степень власти, а вместе с ней безнаказанности. А это в свою очередь значит, что своим порокам можно дать свободу, если не полную, то, по крайней мере, большую, чем это было раньше. И чем выше, тем больше соблазнов.

[1] Разумеется, самопровозглашённый.