В течение 2023 и начала 2024 наметилась негативная тенденция по закрытию банками своих отделений в небольших населенных пунктах, особенно в сельской местности.
Для того, чтобы предотвратить полное исчезновение банковской инфраструктуры и отделений из сел и деревень нашей страны Банком России 5 июня 2024 направил всем банкам нашей страны «Информационное письмо Банка России о повышении внимания кредитных организаций к различным форматам оказания финансовых услуг в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях».
В данном письме Банк России рекомендует кредитным организация не только не закрывать отделения в малых населенных пунктах, а наоборот «Банк России рекомендует кредитным организациям (далее – КО) рассмотреть возможность открытия и обслуживания точек оказания финансовых услуг в сельской местности и на ОМТ для повышения качества жизни и создания условий для обеспечения доступа к базовому набору финансовых услуг жителей указанных территорий с учетом востребованности форматов точек доступа к финансовым услугам (см. таблицу в приложении).»
В населенных пунктах, где постоянно проживает или прописано свыше 3000 человек, Банк России рекомендует сохранять стационарное подразделение (филиал, дополнительный офис), устанавливать банкоматы, либо открывать окна для обслуживания граждан в отделениях почтовой связи, где можно совершить большинство банковских операций.
В селах, где проживает менее 3 тыс. человек и экономически не выгодно обеспечить работу стационарного подразделения, банкам предложено организовать работу мобильных офисов или выездное обслуживание, установить банкоматы с функцией приема наличных, предоставить возможность снятия денег с карты на почте или на кассе магазина, заключив договор с торгово-сервисным предприятием.
Услуга «наличные на кассе» в последние годы стала очень популярной среди жителей отдаленных и малонаселенных территорий.
Банк России рекомендует банкам учитывать уровень дохода жителей сельской местности и их потребности. Жителей нужно информировать о том, какие финансовые услуги они могут получить в конкретной точке, как их получить, а также об основных параметрах и рисках этих продуктов и услуг, о взимаемых комиссиях, если они есть, также в письме рекомендовано не навязывать финансовые услуги.
Кроме того, банкам рекомендовано обеспечить беспрепятственный доступ к своим офисам, а также сделать услуги доступными для пожилых, маломобильных граждан и людей с инвалидностью.
Банк России надеется, что все банки нашей страны прислушаются к данных рекомендациям и жители сельской местности и малых городов не останутся без качественных финансовых услуг.
«Мы рассчитываем, что самые крупные банки останутся в сельской местности и будут эффективно сочетать дистанционные и облегченные форматы обслуживания, учитывая потребности жителей конкретных населенных пунктов и свою экономическую модель. Также важно, чтобы к этой работе присоединялись и другие кредитные организации, которым будет проще это сделать, ориентируясь на имеющийся опыт крупнейших банков», — отметил Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.