Найти тему

Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

РАЗУМ ДУХОВНЫЙ

В заповедях – не одно делание: в них сокровен, и при посредстве их является духовный разум.

Духовный разум – ощущение живота бессмертного, по определению духоносцев. Самый этот разум – признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование – невидимая смерть души 

Духовный разум состоит в познании Истины верою. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая – Христос. 

Доколе действует вера, доколе человек руководствуется евангельскими заповедями: дотоле сияет в нем духовный разум. 

Наш образ мыслей, или наш разум может быть духовным только тогда, когда он пребывает всецело в истине, вознесшись к ней живою верою во Христа. 

Живая вера – духовный разум. Не нуждается она уже в знамениях, будучи всесовершенно удовлетворена знамениями Христовыми и величайшим из Его знамений, венцом знамений, Его словом. 

Светом духовного разума должно быть озарено воззрение душевного ока на знамения и чудеса, чтобы избежать тех бедствий, в которые может вовлечь воззрение на них плотского мудрования. 

Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения ни истинного разума духовного; там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения. 

Нужно предаться водительству веры, при этом водительстве, в свое время, по значительных подвигах в благочестии Бог дарует верному рабу Своему разум Истины или разум духовный.

...........................

РАЗУМ ЛЖЕИМЕННЫЙ

Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от Истины – Христа? 

Евангелие научает нас, что падением стяжали лжеименный разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, как бы ни был изощрен ученостью мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом.

Не входи в спор, ниже в рассуждение с сомнениями и возражениями, порождаемые лжеименным разумом; мечом веры посекай главы этих змий, едва они выставят свои главы из своего логовища! 

Христово учение выше естественного, как Божественное. Безумное начинание – объяснить вышеестественное человеческим рассуждением, очевидно не могущим выйти из общего, обыкновенного, естественного круга. 

Науки – плод нашего падения, – произведение поврежденного падшего разума. Ученость – приобретение и хранение впечатлений и познаний, накопленных человеками во время жизни падшего мира. 

Занятия умственные способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему «я».

...................................
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/simfonija-po-tvorenijam-svjatitelja-ignatija-episkopa-kavkazskogo-i-chernomorskogo/144