Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, 12
До: 21 июля 2024
Николай Павлович Ульянов родился 1 мая 1875 года в Ельце в семье скромного уездного фельдшера. Отец будущего художника был из крепостных крестьян, а мать занималась кружевоплетением. Мальчик обучался в местной церковно-приходской школе, рано начал рисовать, демонстрируя зрелое не по годам мастерство.
В 1889 году Николай Ульянов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Н. Н. Ге, К. А. Савицкий, В. А. Серов, оказавший на него особенно большое воздействие и ставший его большим другом.
В 1900 году за картину «Чистые пруды» Ульянов был награжден большой серебряной медалью и получил звание неклассного художника.
После окончания общих классов училища в 1901—1903 годах Николай Павлович выполнял обязанности помощника в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Ульянов часто помогал Серову подбирать моделей для занятий. В мемуарах он с гордостью признавался: «Натурщицы у нас позируют самые лучшие. Стоило немалых трудов впервые наладить в Москве дело с обнаженной женской моделью».
В середине 1900-х годов Ульянов увлекся театром. В 1905 году он стал одним из энтузиастов Студии на Поварской. В это же время состоялось его знакомство и с Мейерхольдом.
Художник создал декорации к театральным постановкам по пьесам А.С. Грибоедова «Горе от ума», М.А. Булгакова «Мольер», «Дни Турбиных», к оперетте Ж. Оффенбаха «Орфей в аду».
В своем творческом пути художник прошел через увлечение импрессионизмом, символизмом, кубизмом, футуризмом, вместе с тем он восхищался классическим искусством. Все это привело к созданию собственного стиля в живописи и рисунке, отмеченного большим разнообразием художественных приемов.
Широкую известность Николаю Ульянову принес портретный жанр, в котором он выступил как последователь своего учителя В. А. Серова, ему интересно душевное движение, портретируемого, весь спектр его эмоций. На выставке много портретов супруги и музы художника А.С.Глаголевой. Портрет "Константин Сергеевич Станиславский за работой" (1947 г.) стал последним крупным произведением мастера. Ульянов начал писать этот портрет 1938 г., когда Станиславский был уже тяжело болен. Художник успел сделать несколько набросков с натуры, потрет был закончен уже после смерти великого русского режиссера, и стал портретом-памятником человека, учителя, деятеля искусств.
Есть у Ульянова и серия необычных автопортретов. Выбор парикмахерской, а не мастерской художника для автопортрета сначала сбивает зрителя с толку. Ульянов со стиснутыми руками сидит в напряженной позе, обычно вовсе не свойственной посетителям парикмахерской. Возможности зеркал очень интересовали Ульянова-художника, его увлекала идея удвоения изображения. Изображение в зеркале уходит вдаль и постепенно растворяется. Аналогичные эффекты можно отчасти видеть на картинах “Кафе” и “Парижская витрина”.
В наши дни Николай Павлович Ульянов известен, прежде всего, как автор «Пушкинианы» — рисунков и картин, посвященных поэту.
Пушкин и Наталья Николаевна перед зеркалом: мы видим их одновременно в разных ракурсах. Спокойная уверенность в своей блистательной красоте Гончаровой контрастирует с тревожным взглядом, которым пронзает зрителя поэт. Первый шаг к Черной речке сделан.
Главное в этом рисунке – это композиция. Стена с балконом показаны под таким наклоном, что кажется, художник ставил целью испугать зрителя, показать иллюзию возможного обрушения. Тревожное ощущение усиливает мужская фигура справа, человек изображен почти выпадающим.
Любовь художника к необычным композиционным решениям видна и в картине “Качели”. Ульянов неоднократно повторял композицию картины, меняя только колористическое решение, оставляя неизменной основную мысль - преодоление земного тяготения, бесшабашную радость полета. Пейзаж внизу написан так, что кажется художник летел на еще одних качелях.
Волновали художника и процессы индустриализации, Ульянов наблюдал за убогим бытом городских окраин, где появились многочисленные фабричные районы. На картине «Фабричные матери» изображены жены, встречающие мужей с детьми на руках. Суровые женские лица на фоне фабричных труб, совсем не молодо выглядящие "молодые матери".
В 1907 и в 1912 годах Н.П. Ульянов совершал поездки по Италии, и позднее написал мемуары «Зовы Античности».
Сюжет акварели – миф о безответной любви бога пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы Пана, родившегося с козлиными ногами. Влюбившись в нимфу Сирингу, Пан стал преследовать ее. Спасаясь от него, целомудренная Сиринга бросилась к реке Ладон и умолила своих сестер-наяд спасти её. Сестры превратили её в тростник, который, колеблемый ветром, издавал жалобный звук. Из этого тростника Пан изготовил многоствольную флейту, названную сирингой по имени нимфы, мы же называем ее свирелью. Ульянов показывает мгновение, когда волшебное превращение Сиринги еще не свершилось, но вот-вот должно произойти.
Вот рисунок, который заинтересовал меня больше всего на выставке. Он относится к циклу «Воображаемые портреты». Автор поставил перед собой необычную задачу: оживить изображенных на портретах персонажей или представить на их фоне живых женщин. Дамы пришли в галерею в костюмах прежних эпох, они как будто сошли с висящих на стенах портретов. В лицах на переднем плане подчеркнуты индивидуальные черты и разное выражение. Дамы на портретах тоже разные, но их роднит общая сдержанная замкнутость, они неприступны. У живых женщин художник выделяет углем глаза. Как будто переходом из одного мира в другой является женщина справа. Возникает ощущение, что она хочет уподобиться дамам, изображенным на портретах, и позирует перед нами.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Третьяковскаягалерея #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #НиколайУльянов