Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Третьяковка открывает для зрителей творчество художника Николая Ульянова.

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус Адрес: Лаврушинский переулок, 12 До: 21 июля 2024 Николай Павлович Ульянов родился 1 мая 1875 года в Ельце в семье скромного уездного фельдшера. Отец будущего художника был из крепостных крестьян, а мать занималась кружевоплетением. Мальчик обучался в местной церковно-приходской школе, рано начал рисовать, демонстрируя зрелое не по годам мастерство. В 1889 году Николай Ульянов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Н. Н. Ге, К. А. Савицкий, В. А. Серов, оказавший на него особенно большое воздействие и ставший его большим другом. В 1900 году за картину «Чистые пруды» Ульянов был награжден большой серебряной медалью и получил звание неклассного художника. После окончания общих классов училища в 1901—1903 годах Николай Павлович выполнял обязанности помощника в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Ульянов часто помогал Серову подбирать моделей для занятий. В мемуарах он с гордостью призна

Где: Третьяковская галерея, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12

До: 21 июля 2024

На берегу. 1916. холст, масло
На берегу. 1916. холст, масло

Николай Павлович Ульянов родился 1 мая 1875 года в Ельце в семье скромного уездного фельдшера. Отец будущего художника был из крепостных крестьян, а мать занималась кружевоплетением. Мальчик обучался в местной церковно-приходской школе, рано начал рисовать, демонстрируя зрелое не по годам мастерство.

Цветы (окно в комнате художника) 1946 холст, масло
Цветы (окно в комнате художника) 1946 холст, масло

В 1889 году Николай Ульянов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были Н. Н. Ге, К. А. Савицкий, В. А. Серов, оказавший на него особенно большое воздействие и ставший его большим другом.

Художник Н.Н.Ге за работой 1895 картон, масло
Художник Н.Н.Ге за работой 1895 картон, масло

Женщина с собаками. 1897 холст, масло
Женщина с собаками. 1897 холст, масло

В 1900 году за картину «Чистые пруды» Ульянов был награжден большой серебряной медалью и получил звание неклассного художника.

Чистые пруды. 1900. холст, масло
Чистые пруды. 1900. холст, масло

После окончания общих классов училища в 1901—1903 годах Николай Павлович выполнял обязанности помощника в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Ульянов часто помогал Серову подбирать моделей для занятий. В мемуарах он с гордостью признавался: «Натурщицы у нас позируют самые лучшие. Стоило немалых трудов впервые наладить в Москве дело с обнаженной женской моделью».

Обнаженная натурщица. В мастерской В.А.Серова. 1902 холст, масло
Обнаженная натурщица. В мастерской В.А.Серова. 1902 холст, масло
Модель и конь Селены. 1903. холст, масло
Модель и конь Селены. 1903. холст, масло

В мастерской В.А.Серова. Окно. 1900 холст, масло
В мастерской В.А.Серова. Окно. 1900 холст, масло

В середине 1900-х годов Ульянов увлекся театром. В 1905 году он стал одним из энтузиастов Студии на Поварской. В это же время состоялось его знакомство и с Мейерхольдом.

Телефонный разговор. Всеволод Мейерхольд. 1929. бумага, графитный карандаш, тушь, кисть
Телефонный разговор. Всеволод Мейерхольд. 1929. бумага, графитный карандаш, тушь, кисть

Художник создал декорации к театральным постановкам по пьесам А.С. Грибоедова «Горе от ума», М.А. Булгакова «Мольер», «Дни Турбиных», к оперетте Ж. Оффенбаха «Орфей в аду».

В своем творческом пути художник прошел через увлечение импрессионизмом, символизмом, кубизмом, футуризмом, вместе с тем он восхищался классическим искусством. Все это привело к созданию собственного стиля в живописи и рисунке, отмеченного большим разнообразием художественных приемов.

Менады. 1914. бумага, масло
Менады. 1914. бумага, масло
Цитера. Воображаемый пейзаж. 1914. холст, масло
Цитера. Воображаемый пейзаж. 1914. холст, масло

Широкую известность Николаю Ульянову принес портретный жанр, в котором он выступил как последователь своего учителя В. А. Серова, ему интересно душевное движение, портретируемого, весь спектр его эмоций. На выставке много портретов супруги и музы художника А.С.Глаголевой. Портрет "Константин Сергеевич Станиславский за работой" (1947 г.) стал последним крупным произведением мастера. Ульянов начал писать этот портрет 1938 г., когда Станиславский был уже тяжело болен. Художник успел сделать несколько набросков с натуры, потрет был закончен уже после смерти великого русского режиссера, и стал портретом-памятником человека, учителя, деятеля искусств.

Есть у Ульянова и серия необычных автопортретов. Выбор парикмахерской, а не мастерской художника для автопортрета сначала сбивает зрителя с толку. Ульянов со стиснутыми руками сидит в напряженной позе, обычно вовсе не свойственной посетителям парикмахерской. Возможности зеркал очень интересовали Ульянова-художника, его увлекала идея удвоения изображения. Изображение в зеркале уходит вдаль и постепенно растворяется. Аналогичные эффекты можно отчасти видеть на картинах “Кафе” и “Парижская витрина”.

В наши дни Николай Павлович Ульянов известен, прежде всего, как автор «Пушкинианы» — рисунков и картин, посвященных поэту.

Пушкин за рабочим столом. 1936-1937 холст, масло
Пушкин за рабочим столом. 1936-1937 холст, масло

А.С.Пушкин и Н.Н.Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце
А.С.Пушкин и Н.Н.Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце

Пушкин и Наталья Николаевна перед зеркалом: мы видим их одновременно в разных ракурсах. Спокойная уверенность в своей блистательной красоте Гончаровой контрастирует с тревожным взглядом, которым пронзает зрителя поэт. Первый шаг к Черной речке сделан.

Балкон (с ковром) 1923. из цикла Капризы перспективы. бумага, угольный карандаш
Балкон (с ковром) 1923. из цикла Капризы перспективы. бумага, угольный карандаш

Главное в этом рисунке – это композиция. Стена с балконом показаны под таким наклоном, что кажется, художник ставил целью испугать зрителя, показать иллюзию возможного обрушения. Тревожное ощущение усиливает мужская фигура справа, человек изображен почти выпадающим.

Любовь художника к необычным композиционным решениям видна и в картине “Качели”. Ульянов неоднократно повторял композицию картины, меняя только колористическое решение, оставляя неизменной основную мысль - преодоление земного тяготения, бесшабашную радость полета. Пейзаж внизу написан так, что кажется художник летел на еще одних качелях.

Фабричные матери. 1924.
Фабричные матери. 1924.

Волновали художника и процессы индустриализации, Ульянов наблюдал за убогим бытом городских окраин, где появились многочисленные фабричные районы. На картине «Фабричные матери» изображены жены, встречающие мужей с детьми на руках. Суровые женские лица на фоне фабричных труб, совсем не молодо выглядящие "молодые матери".

Метаморфозы. 1914. бумага, акварель, тушь
Метаморфозы. 1914. бумага, акварель, тушь

В 1907 и в 1912 годах Н.П. Ульянов совершал поездки по Италии, и позднее написал мемуары «Зовы Античности».

Пояс Венеры 1920. холст на картоне, масло
Пояс Венеры 1920. холст на картоне, масло

Сюжет акварели – миф о безответной любви бога пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы Пана, родившегося с козлиными ногами. Влюбившись в нимфу Сирингу, Пан стал преследовать ее. Спасаясь от него, целомудренная Сиринга бросилась к реке Ладон и умолила своих сестер-наяд спасти её. Сестры превратили её в тростник, который, колеблемый ветром, издавал жалобный звук. Из этого тростника Пан изготовил многоствольную флейту, названную сирингой по имени нимфы, мы же называем ее свирелью. Ульянов показывает мгновение, когда волшебное превращение Сиринги еще не свершилось, но вот-вот должно произойти.

Женщины в картинной галерее. 1923. бумага, карандаш, уголь
Женщины в картинной галерее. 1923. бумага, карандаш, уголь

Вот рисунок, который заинтересовал меня больше всего на выставке. Он относится к циклу «Воображаемые портреты». Автор поставил перед собой необычную задачу: оживить изображенных на портретах персонажей или представить на их фоне живых женщин. Дамы пришли в галерею в костюмах прежних эпох, они как будто сошли с висящих на стенах портретов. В лицах на переднем плане подчеркнуты индивидуальные черты и разное выражение. Дамы на портретах тоже разные, но их роднит общая сдержанная замкнутость, они неприступны. У живых женщин художник выделяет углем глаза. Как будто переходом из одного мира в другой является женщина справа. Возникает ощущение, что она хочет уподобиться дамам, изображенным на портретах, и позирует перед нами.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Третьяковскаягалерея #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #НиколайУльянов