Найти тему

Эмпиризм Ф. Бэкона как проект обновления науки, борьба с «идолами»

Фрэнсис Бэкон — английский философ, историк, публицист, государственный деятель, основоположник эмпиризма и английского материализма.

Один из первых крупных философов периода Позднего Возрождения и начала

Нового времени, Бэкон был сторонником строго обосновываемого, доказательного научного подхода. Он разрабатывал антисхоластический метод научного познания, стремясь по ходу дела выходить за пределы, задаваемые языком схоластики. Догматической дедукции схоластов Бэкон противопоставил индуктивный метод, основанный на рациональном анализе опытных данных.

-2

Главные произведения Бэкона: «Опыты, или наставления нравственные и политические», «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Эмпиризм (от греч. етрета — «опыт») — философское направление, которое отражало тот факт, что в основе науки Нового времени лежит изучение опытных данных через эксперимент. Основное правило эмпиризма звучит следующим образом: «Нет ничего в рассудке, чего бы не было в опыте». Это означает, что все знание, даже самое общее и абстрактное, берется из чувственного опыта.

-3

Основные представители эмпиризма — Ф. Бэкон, Дж. Локк (1632— 1704), Д. Юм (1711-1776), К. Гельвеций (1715-1771), Э.Б. Кондильяк (1715—1780). В основном эмпиризм был распространен в среде английских ученых.

С философией Фрэнсиса Бэкона в истории Запада возникает новая интеллектуальная атмосфера. Ему принадлежит знаменитый лозунг: «Знание — сила». Это значит, что знание является средством для завоевания могущества. По Бэкону, тот человек, который знает суть вещей и суть людей, может властвовать над ними. Наука, по Бэкону, способна решать все общественные проблемы и должна служить на пользу человечества. Философ создал роман-утопию «Новая Атлантида», где предложил свой проект общества, устроенного на научных принципах. В его утопическом обществе правят ученые, которые регламентируют все стороны человеческой деятельности, а благоденствие общества обеспечивается научно-техническими достижениями.

Бэкон разделял всех ученых на два типа: первый — это ученый-паук, который ткет паутину знаний из самого себя; второй — это ученый-муравей, собирающий факты, попадающиеся ему на пути, в одну кучу. Бэкон критиковал оба типа ученых и считал, что истинный ученый должен быть похожим на пчелу, которая хотя и собирает нектар из разных цветов, но имеет орган для его переработки в нечто единое — в мед. Этим он подчеркивал мысль о том, что существует единый общий корень для всех видов знания, выражающий единство природы и человеческого познания.

-4

О природе человеческих заблуждений, учение об идолах ума. По Бэкону, человеческое знание сильно «засорено» различными предрассудками. Мы считаем, что природа такова, какой мы ее воспринимаем. Но дело в том, что разум может привносить искажения в наше восприятие природы. Эти искажения Бэкон называл "идолами ума" и считал, что надо очистить от них разум. Он различал четыре типа идолов ума.

-5

• Идолы рода — искажения, связанные с сущностью человека как такового, с нашим общечеловеческим устройством. Человек так устроен, что склонен выдавать желаемое за действительное и придумывать соответствия и отношения, которых в действительности нет. Приведем современный пример: знаменитые «марсианские каналы» на поверку оказались не более чем оптической иллюзией, но тем не менее эта иллюзия породила другую — гипотезу о существовании на Марсе высокоразвитой технической цивилизации. Идолы рода самые устойчивые и неискоренимые. Они присущи всему человеческому роду.

• Идолы пещеры «возникают из собственной духовной и телесной природы каждого человека». Каждый из нас имеет свою собственную «пещеру» и смотрит на мир через призму индивидуальных особенностей собственного восприятия на основе склонностей, привычек и условий воспитания. Нейтрализовать «идолов пещеры» можно через сопоставление и объединение индивидуального опыта различных людей.

• Идолы площади, или рынка, появляются в результате неправильного употребления языка, что, естественно, оказывает влияние на восприятие мира. Люди часто употребляют слова или выражения, которым на самом деле не соответствует ничего реальное. «Идолы», проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов. Во- первых, это имена несуществующих вещей, такие как «судьба», «рок» или «вечный двигатель». Во-вторых, имена вещей существующих, но путанные и неопределенные: так, понятиями «твердость», «привлекательность», «насыщенность» и т.п. обозначают довольно разные вещи. Твердым может быть и характер, и карандаш, и хлеб, и камень, хотя эти понятия не имеют ничего общего, и каждая из этих вещей по-своему твердая. Чтобы бороться с «идолами площади», необходима работа по прояснению и очищению смысла понятий, особенно находящихся в научном обиходе, так как в языке часто имеются слова, имеющие двойственное значение или смысл которых не определен.

• Идолы театра проникают в сознание из-за беспрекословной веры в авторитеты и ложные философские системы, а также являются результатом ложных законов доказательства. Бэкон считает, что проще всего избавиться именно от «идолов театра», остальные же «идолы» всецело господствуют над человеческим умом и не могут быть полностью удалены из него.

Индуктивный метод Бэкона (метод эмпиризма). Индукция (от лат. таисНо— «наведение», «выведение») — это медленное и осторожное восхождение от частных фактов к всеобщим законам.

Согласно Бэкону знание не возникает в голове ученого самопроизвольно, но приобретается в ходе осмысления данных того или иного эксперимента. Отсюда он делает заключение, что знание индуцируется экспериментом или эксперимент «наводит» человека на знание. Бэкон предлагает новый способ получения достоверного знания, который и получает название индуктивного метода. Суть его состоит в том, что при изучении любого явления необходимо произвести его всесторонний анализ и определить как можно более полно его свойства, или, как говорит Бэкон, «простые природы». Только тщательно изучив все возможные проявления того или иного изучаемого свойства и отбросив (элиминировав) все, что не относится к изучаемому явлению, можно подняться от менее общего к более общему знанию, в том числе к всеобщим категориям и принципам.

Индукция Бэкона

В качестве основного метода познания Бэкон выделяет индукцию. При этом он считает необходимой разработку новой теории индукции.

Учение об индукции

До Ф. Бэкона индукцию, как правило, понимали как индукцию через простое перечисление. Те, кто пользовались индукций (индуктивными обобщениями), как правило, для доказательства своих положений использовали только те факты, которые подтверждали доказываемое положение. Поэтому Ф. Бэкон и назвал такую индукцию через простое перечисление «детской ступенью в развитии индукции».

Вместо индукции через простое перечисление Ф. Бэкон разработал «истинную индукцию». По его мнению, нужно учитывать не только факты, подтверждающие доказываемое положение, но обязательно, и даже в большей степени нужно учитывать факты, противоречащие доказываемому положению. Такие факты он назвал отрицательными инстанциями. По его мнению, большая часть ошибок в научном познании как раз и связана с тем, что учёные при доказательстве своих положений учитывают только те факты, которые подтверждают доказываемое положение и игнорируют противоречащие факты.

Познание природы Ф. Бэкон связывал с познанием первой природы вещей –

общих наиболее существенных свойств, таких как теплота, холод, разрежение и т.д. При этом индуктивные выводы должны предваряться составлением определенных таблиц (списков).

-6

Если мы хотим познать причину такого свойства как теплота, мы должны составить несколько списков, из которых следующие три наиболее важные:

1 в первом списке нужно фиксировать все случаи, в которых теплоты наличествует (например, теплота наличествует в свете Солнца, в пламени костра, во внутренних органах живого существа и т.д.).

2 во втором списке нужно указать случаи, в которых свойство теплоты отсутствует; причем нужно указать преимущественно те случаи, которые в той или иной мере сходны со случаями в первом списке. Пример: если в свете Солнца наличествует теплота, то в отраженном свете Луны теплоты нет.

3 в третьем списке должны присутствовать различные степени присутствия свойства. Пример: в зависимости от скорости движения живого объекта изменяется его внутренняя теплота.

Далее, после составления таблиц, необходимо сравнить их и на основе сравнения и аналогий сделать индуктивные выводы. Из наличия какого-либо общего свойства в этих таблицах, присущих всем явлениям, в которых теплота как присутствует в различной степени, так и отсутствует, делаются различные заключения. На основе анализа таблиц, составленных Бэконом для объяснения причины теплоты, он пришел к следующему выводу: причиной теплоты является движение мельчайших частиц вещества, которые наталкиваются на препятствия и преодолевают их.