Меня спросили, видела ли я новую Алису, которая «Сто лет тому вперёд» (2024). Да, видела. Нет, не понравилась. Совсем. Ничего. Я, в принципе, довольно редко пишу здесь о новоделках (sic!), обо всех этих продолжениях старых-добрых…- наших фильмов, но порой хочется высказать. Это, как раз, тот случай.
Было чуждым всё – и Алиса, и Герасимов, и пираты, и главным образом – Прекрасное Далёко. И проблема не в том, что мне полюбился когда-то мини-сериал 1984 года и я не принимаю любой вариант, где нет Наташи Гусевой да Михаила Кононова с Вячеславом Невинным.
Просто это совсем не моя вселенная. Алису сделали, как теперь это называют альтушкой (на сленге – девушка с «альтернативными», не мейнстримными увлечениями) с розовыми волосами. Она дрыхнет на уроках, зато лихо тренируется в борьбе.
Нет уж, наша Селезнёва была очаровательно-женственной и поражала всех интеллектуализмом, до коего хотелось дотянуться. В нашем сериале был налицо социальный прогресс – тут никакого. Таких девочек-дyр, тупо рассекающих толпу на электросамокатах в тот час, когда хомо-сапиенс идут с работы, ныне хотя отбавляй.
Именно – желательно бы отбавить. Но нет – имя им легион. Остальные тоже – не фонтан, а Весельчак У в исполнении Александра Петрова смотрится, как не долеченный выпускник больницы имени Ганнушкина. Петрову сказали, что его герой - Весельчак, ну, он и подхихикивал почём зря.
Однако главная пагуба тут не пресные и плоские персонажи, не бесконечные отсылки ко всему и вся – от «Назад в будущее» до «Аватара» и «Властелина колец», но тупиково-скучное грядущее. Это оказался какой-то гигантский парк «Зарядье», раскинувшийся на всю Москву, которой милостиво оставили МГУ на Воробьёвых горах.
Остальное точно стёрли каким-то мощным ластиком. Зачем нам ампир, ар нуво, конструктивизм? К чему историческая застройка старокупеческой Белокаменной? Декларируется, что в будущем не будет и мяса – едят какую-то ахинею со вкусом говядины.
Напомню, что в книге Кира Булычёва мясо наличествовало. Вот фрагмент из разговора Коли Герасимова со стариком из 2084 года: «— Нет. Я из Москвы, а питаюсь я большей частью кефиром и очень люблю бараньи отбивные. Ты любишь бараньи отбивные? — Обожаю, — признался Коля».
А тут – всё в духе скандально известной Греты Тунберг. А ещё Прекрасное Далёко оказалось каким-то …тесным. Селезнёвы живут в некоем жилом пространстве, которое больше всего хочется называть не квартирой, а «машиной для жилья» - выражение Ле Корбюзье с его безумными идеями.
И природы-то никакой особо – во дворе у Селезнёвых парк… или что-то ещё с электрической подсветкой. Ощущение, что прекрасно-далёкие уничтожили всю натуру и понаделали искусственных деревьев. Всё выглядит максимально не естественным. В нашем сериале-1984 было, как раз, дивное и свободное пространство.
И вот, что главное – весь этот сомнительный мир наворотили не сами, а с помощью инопланетных цивилизаций, случайно обнаруживших третью планету от Солнца. Или «…013 в Тентуре, семь по спирали, налево от Большой Медведицы…», как сие называлось в «Кин-Дза-Дза».
Короче, Земля – продукт деятельности неких пришельцев. И это – Будущее, к которому хочется лететь на всех парах?! Вообще, такие варианты получаются, когда в обществе нет концепций такового – я говорю о человечестве в целом. Все интересуется прошлым, копаются в нём. Увы.
Что же до будущего, то получается или антиутопия, или какая-нибудь грето-тунберовская бурда с экологическими бутербродами, которые не хочется не то, что есть, но даже созерцать. Поэтому наша Алиса-84 с её обещанием Далёка сделалась культовой, а об этой забываешь сразу после выхода из кинотеатра.
Zina KorZina (c)