Найти тему

Философия: традиционный предмет и современный

Философия появилась в 6 веке до н э как результат осознания человеком самого себя.

Слово философия с древнегреческого-любовь к мудрости. Впервые термин использовал Пифагор в 580-500 г до н э.

Философия возникает одновременно и на западе среднеземноморска-греческая культура и на востоке- индия,китай.

В 800-600 г до н э начинается процесс самосознания человеком бытия и мира вцелом, что приводит к возникновению религий и появлению философии

Философияя развивается на фоне мифа.

-2

Предмет философии менялся в процессе развития человеческой цивилизации и самого человека, его знаний, интересов и значения самой философии в системе общего знания.

Например:

в древности философия воспринималась как «наука всех наук»,

в эпоху Средневековья — как «служанка богословия»,

в Новое время — как «царица наук»,

в современности — как специфическая сфера человеческой деятельности, призванная вместе с другими науками разрешить проблемы современного развития человека, природы и общества.

-3

Традиционный предмет

  • эпистемиология/гносеология- по сути наука о истинном, изученном знании. То есть есть знания как таковые, а есть дисциплина изучающая эти знания с философской точки зрения, с оглядкой на достоверность и актуальность, познание как происходит , его пределы, что есть истина, есть учение о природе знания, об условиях возможности знания, учение о происхождении знания и его объективной значимости. Основная тема гносеологии – вопрос об объективности знания, вопрос об «отношении сознания к бытию». 
-4
  • метафизика/онтология- Фундаментальная философская дисциплина, имеющая своим предметом прояснение первооснов бытия и познания, а также постижение смысла бытия и человеческого существования. Что есть бытие, как утроено,организовано, упорядочено, принципы бытия, характеристики
  • аксиология-этика+эстетика- Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира. Она рассматривает связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Э́тика — нормативная наука и философская дисциплина, исследующая нравственность и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей. Что есть благо, добро, зло. Категории:совесть, долг, отвественность,честь. Пифагор, гераклит, демокрит,аристотель, платон, сократ

Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Красота, прекрасное, безобразное, стиль, вкус, гений. Что есть красота, критерии красоты

-5

  • логика- наука о правильных формах рассуждения, аристотель органон систематизировал логическое учение. Рассуждение. Если бы шёл дождь, то земля была бы мокрой. Но земля сухая. Значит, дождя нет.

Умозаключение. Все дети любят играть (первая предпосылка). Миша — ребёнок (вторая предпосылка). Значит, Миша любит играть (вывод, умозаключение).

Индукция. А1 имеет признак В. А2 имеет признак В. Все элементы от А3 до Аn имеют признак В. Значит, все элементы множества имеют признак В.

Дедукция. Все люди смертны. Аристотель — человек. Значит, Аристотель смертен.

-6

  • история философии- раздел философии, связанный с постижением смысла, закономерностей и направленностью исторического процесса. Философия истории рассматривает проблемы закономерностей исторического процесса единства и многообразия исторического процесса проблемы смысла и цели истории вопрос о культуре и цивилизации о социальном прогрессе проблемы детерминизма и периодизации истории проблемы методологии и специфики исторического познания. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
-7

Современный предмет

Причина появления нового предмета: переосмысление основ отдельных дисциплин которые когда то выделились из философии.

-8

  • Философия истории- раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Вот некоторые вопросы, которые рассматривает философия истории:

Движущие силы, которые заставляют людей действовать в едином порыве и тем самым раскручивать маховик событий.

Насколько прошлое конструирует настоящее? Является ли исторический процесс связным, логически прочитываемым явлением, или все события на самом деле разрозненны и только фантазия историков находит в них закономерности и взаимосвязи.

Существует ли направленность исторического процесса? Можно ли говорить об истории человечества как целого, или каждый народ имеет свой уникальный путь развития?

В этом вопросе можно выделить два основных подхода, выраженных двумя философами ХХ века — Карлом Ясперсом и Арнольдом Тойнби:— Подход Ясперса: история человечества едина. — Подход Тойнби: нет никакой единой истории человечества, есть уникальный путь каждой отдельной цивилизации.

  • религии- овокупность философских установок по отношению к религии, концептуализации её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения об его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле — эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования[1]. Целью философии религии является «раскрытие сущности религии»
  • языка- исследовательская область философии, выявляющая основополагающую роль языка и речи в познании и структурах сознания и знания, Каким образом предложения оказываются единым целым, и каков смысл отдельных частей предложений?Что является природой смысла? Что такое смысл?Что мы делаем с языком? Как мы используем его в социальной жизни? В чём цель языка?Как язык соотносится с сознанием (как говорящего, так и интерпретирующего)?Как язык соотносится с миром?
  • культуры- раздел философии, рассматривающий культуру как целостность. Философия культуры развивается в четырёх направлениях: Рассмотрение культуры в аспекте проблемы совершенствования разума. Понимание культуры в виде коллективного общественного продукта. Концепция, которая разрабатывалась в философии истории. Развитие точки зрения, согласно которой культура поставила перед собой цель установления связи и сведения в единое целое практической конструкции.

Что такое культура в рамках человеческого бытия в целом?Каково её соотношение и взаимодействие с другими атрибутивными (неотъемлемыми) характеристиками человеческого бытия? Каков её категориальный каркас (внутреннее строение, общее для любых её модификаций)? Существуют ли объективные критерии прогрессивного развития культуры и, если да, то каковы они?

  • науки- Предметом философии науки являются общие законы и закономерности, функционирования науки, ее признаки и свойства, история рождения, роста и трансляции знания, критерии научности и проверяемости. основные понятия, содержание, сущность и специфика науки; исторические и современные аспекты её бытия; возникновение науки и её эволюция; социальные функции; структура научного знания; вопросы научных революций;проблемы динамики науки.
  • техники-это область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку её воздействий на общество, культуру и человека. В фокусе интересов философии техники стоит феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, а сегодня также и в виде технических сооружений и даже технической среды (техносферы). К числу феноменов техники относятся также знания, используемые в технике. проблема сущности, смысла и понятия техники/технологии; проблема формирования новой концепции природы; про­ блемы человека, создающего и использующего технику; проблема истоков тех­ нической деятельности; проблемы ответственности за использование техники.