М. Найт Шьямалан — один из самых нестандартных режиссеров Голливуда начала 2000-ых. Большой любитель всего мистического, мастер выдумать что-нибудь эдакое, он начал свою карьеру с невероятно крутых фильмов (и оба, по какой-то забавной иронии с Брюсом Уиллисом в главной роли): "Шестого чувства" и "Неуязвимого".
Затем, как это нередко бывает у киноделов (да и не только у них) Шьямалан немножко сдал. Но не настолько, чтобы можно было заявить, будто он сдулся. Его следующие работы, — "Знаки" и "Таинственный лес" — фильмы весьма неплохие, а кое в чем и просто прекрасные (музыка, некоторые сцены, уровень саспенса и атмосферы) пусть и на любителя. Но вот дальше что-то пошло не так ("Девушка из воды", "Явление"), а затем и вовсе полетело в тартарары ("Повелитель стихий", "После нашей эры").
И в наши дни Шьямалан снимает фильмы, в лучшем случае, как бы это правильно выразиться... "прикольные". В лучшем случае, фильмы на разок.
А в худшем, — полную галиматью, которую невозможно воспринимать всерьез на трезвую голову. Он, конечно, не изменяет себе и по-прежнему придумывает нетривиальные и цепляющие своей оригинальностью идеи (этим он всегда и славился), но вот реализация его фильмов теперь хромает на обе ноги и пестрит изъянами, в отличие от безукоризненно сделанного "Шестого чувства" и держащего удар "Неуязвимого".
И вот, стало быть, юная дочурка экстравагантного индуса, некогда покорившегося Голливуд, Ишана, написала сценарий, вооружилась камерой и одарила нас "Смотрителями". И папа мог бы ею гордиться. Но нет. На самом деле, ситуация вышла забавная.
С одной стороны, дочь Шьямалана пошла буквально по папиным стопам, переняв у М. Найта и формат, и тягу к мистическим сюжетам, и даже кое-где стиль съемки. Но вот с другой стороны, получилось все это у Ишаны даже хуже, чем у "позднего" папы ("Время", "Стук в хижине"). Не сильно хуже, но хуже. И, если у М. Найта идея была всегда суперсильной стороной, а реализация — слабой или средней, то у его дочурки идея фильма оказалась средней, пусть и, без сомнения, интересной, а вот реализация — просто ужасной.
То есть, выходит, именно в этом плане она папку уже обошла!
"Смотрители" — это вяленькое, неуверенное в себе и явно не доведенное до ума кино.
Оно не лишено некоторой прелести и шарма, но приятные мелочи фильма остаются именно мелочами, тонущими в трясине промашек и ошибок разного калибра. По большому счету, похвалить в этом фильме можно лишь задумку (именно задумку, а не весь сюжет, на ней построенный). Ну и финал не так уже и плох, хоть и читаем заранее. Но не так уж и плох он только по той причине, что все, что было перед ним оказалось неудобоваримой и пресной тягомотиной.
Что конкретно не так со "Смотрителями"?
- Персонажи вышли не интересными и "полумёртвыми", переживать за них совершенно не хочется (а для триллера — это смертный приговор);
- Актерская игра очень посредственная. Выделить можно лишь Дакоту Фаннинг, некогда звёздную девочку-актрису;
- Ритмика у фильма ужасная: почти все время ничего не происходит, а, когда, вроде как, что-то и происходит, оно происходит так, что лучше бы не происходило;
- Интрига есть, но "Смотрители" сами не понимают, что с этой интригой делать и как ее правильно раскрутить;
- Постановка сносная, но не более того. Авторскими находками и оригинальными режиссерскими решениями раннего М. Найта здесь и не пахнет.
Оценка: 4 из 10. Следующий фильм Ишаны я ждать точно не буду...
А вы любите раннего и позднего Шьямалана?