Всего лишь сожалеть о неправедных поступках мало, необходимо принести достойные плоды покаяния. И этот храм, расположенный неподалеку от станции метро Ботанический сад, был выстроен как раз такой «плод».
Сегодняшняя статья — полная версия публикации, анонс которой я делал недавно.
С этим старинным храмом я познакомился несколько лет назад, и каждый раз, оказываясь неподалеку, с радостью в него заглядываю. Но удивительно то, что большинство москвичей о его существовании даже не подозревает.
И это будет рассказ…
…О храме Ризоположения, что в селе Леонове
Достаточно взглянуть на него всего лишь раз, и сразу чувствуется если не древность, то «старинность» точно. А сегодня, когда он медленно, но верно реставрируется, и с его стен местами сбита штукатурка, и подавно (7 фото).
При этом храм живет и действует, почти никогда не оставаясь пустым.
А таким я увидел его в 2021 году (5 фото).
Его постройка датируется 1722 годом от Рождества Христова, и весь он — один сплошной парадокс. Как говорится на сайте церкви:
«Храм, который строился, когда строить было нельзя, который был закрыт, когда церкви не закрывали, и который действовал, когда богослужения запретили почти везде…»
И ведь действительно. Начало восемнадцатого века. Царь Петр Первый самозабвенно создает новую столицу и ради этого особым указом запрещает где бы то ни было еще строить из камня.
А здесь, в глубоко подмосковном селе Леонове, стояла деревянная церквушка во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы, известная с 1630-х годов. Приходская, в наследной вотчине князя Василия Петровича Хованского — придворного и землевладельца, вполне молодого человека, притом весьма распутного.
(6 фото)
Пил и гулял Хованский так, что об этом легенды слагали. И, в числе прочего, рассказывали и такое:
«… дом в Леоновой был в надлежащем порядке, потому что помещик сам жил в нем не далее как в начале нынешнего лета. Кстати расскажу здесь вкратце нечто очень странное о Хованском. Года два тому назад он как-то пригласил к себе в одно из своих поместий нескольких молодых русских князей и дворян, в числе которых находился и молодой князь Долгорукий, в качестве унтер-офицера гвардии не раз обедавший в Москве при нашем дворе. Гости эти напоили его до бесчувствия, одели как мертвеца и положили в найденный ими там настоящий гроб; потом отнесли в церковь, поставили перед алтарем и совершили над ним все употребительные у русских похоронные обряды, но оскорбляющим религию образом. Мало того, они, как рассказывают, обошлись грязно и с церковными сосудами, в особенности с чашею. Покончив все эти шалости, они ушли и оставили его в гробу перед алтарем, где он лежал до тех пор, пока не пришли некоторые из церковнослужителей и не вынесли его из церкви. Сам Хованский стыдился объявить о случившемся, да и охотно скрыл бы все дело; но оно дошло до его тестя, вице-канцлера Шафирова, который тотчас принес жалобу императору и довел до того, что все виновные в этом святотатстве были приговорены к смерти. Однако ж государь на сей раз смягчил приговор и приказал только жестоко наказать их телесно в своем присутствии…»
(Фридрих-Вильгельм Берхгольц, «Дневник. 1721-1725»)
По-видимому, та история сильно повлияла на молодого князя. В раскаянии он принес Богу обет выстроить в своем селе новый, каменный храм.
И долгое время упрашивал государя позволить ему этот обет исполнить.
(7 фото)
Но весь кирпич, что вырабатывался в России, шел на строительство Санкт-Петербурга, ведь было в России тогда очень мало кирпичных заводов. Да и тысячи каменщиков по всей стране остались без работы, вынужденные искать счастья на грандиозной стройке к северу от терявшей свое значение прежней столицы.
История не сохранила рассказ о том, как раскаявшемуся грешнику удалось-таки получить дозволение, но храм был возведен в 1722 году. В стиле московского барокко, из кирпича и камня, с традиционным восьмериком на двухсветном четверике, с трапециевидной апсидой, трапезной и колокольней (6 фото, сделанных зимой 2022 года).
Но не менее удивителен…
…Еще один исторический парадокс. И даже два
Мы помним, сколько православных храмов закрыли в России с наступлением советской власти. Как запрещали веру, хоть вслух пропагандировали свободу вероисповедания. Сколько православных, католических и протестантских служителей пострадало за свои убеждения.
Но этот храм после 1917-го не закрывали, хоть и разграбили (а вот «всезнайка-википедия» утверждает обратное, оспаривая данные, что предоставляют служители самой церкви).
При этом, кстати, случилось немыслимое и необъяснимое чудо. Ведь не в одной Москве рушили и закрывали храмы, и не в одной России. Та же участь постигала храмы Белоруссии и других провозглашенных союзными республик.
А некоторые иконы и святыни белорусских храмов передали в Ризоположенский храм в Леонове.
(5 фото)
Вот только священникам его повезло меньше. Один из здешних клириков, Павел Фелицын был арестован в 1937 году и умер в лагерях в январе 1941-го.
При всем при этом в самый разгар Великой Отечественной войны приход этой церкви собирал и отправлял на фронт весьма богатые пожертвования.
(9 фото)
Но вот значительно раньше, когда еще о сопротивлении христианской вере на Руси и помыслить было страшно…
…В самом конце восемнадцатого века храм закрыли
Все дело в том, что в 1776 году Леоново перешло в руки нового владельца. Им стал ученый-натуралист и меценат Павел Григорьевич Демидов. Тот парк и живописный пруд, что сохранились до сих пор, появились неподалеку от нынешней станции метро «Ботанический сад» как раз при нем.
(12 фото)
Однако беда была в том, что Павел Демидов страдал от нервного заболевания, и любой посторонний громкий звук его приводил в исступление. Сложно поверить, но колокольный звон стал для него одним из самых жутких раздражителей, и с 1800 по 1859 год служения в храме Ризоположения не проводились. А его иконы по повелению митрополита Платона раздали соседним храмам.
(5 фото)
Как раз во время этого случились и французы, устроившие в 1812-м внутри умолкшей церкви свою конюшню.
Со смертью Демидова усадьба, село и земля, на которой стоит храм, перешли в руки нового владельца, фабриканта Молчанова. Тот вновь открыл храм, приложив массу усилий к его восстановлению и исправлению всех повреждений. Пригласил богобоязненных художников заново расписать стены и своды храма (9 фото).
А заодно утеплил храм и установил в нем печное отопление.
И храм в Леонове стал приходским для тружеников Ростокинской ситценабивной мануфактуры.
(7 фото)
И вот сейчас, спустя больше чем полторы сотни лет, храм снова нуждается в серьезной реставрации. Которая, собственно, и протекает здесь неспешно.
Сейчас, по-видимому, реставрируются приделы храма, посвященные иконе Божьей Матери «Неопалимая Купина» и Николаю Чудотворцу (2 фото).
И признаюсь честно, бывать здесь я очень люблю.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!