Ездить без тонировки вредно? Как депутаты убеждают МВД смягчить правила затемнения стёкол
20 МАЯ
Почти каждый год перед началом летнего сезона в Госдуму поступают предложения об отмене штрафов за тонировку или о смягчении требований к ней. Очередной законопроект о тонировке внесли в начале мая, а рассмотреть его планируют уже в июне. Штрафовать предлагают лишь за сильное затемнение, то есть действующую норму могут заметно смягчить.
В этот раз авторы законопроекта указывают на вред яркого солнечного света для здоровья. Якобы именно поэтому стоит разрешить тонировать передние стёкла. Мы узнали подробности законопроекта у его автора и поговорили с врачом-офтальмологом о реальном вреде прямых солнечных лучей для водителей.
Как хотят смягчить требования к тонировке
Год назад группа депутатов во главе с Ярославом Ниловым предлагала отменить штраф за тонировку. Это предложение Дума отклонила. Документ переписали, и в начале мая те же авторы внесли новый законопроект по тонировке: разрешённую на сегодня норму светопропускания в 70% предлагается снизить до 35%. То есть депутаты хотят разрешить водителям тонировать передние боковые стёкла машин, а стандарты по лобовому стеклу, которое вообще нельзя затемнять, останутся прежними.
«Это актуальный запрос общества, просьба автомобилистов. Особенно тех, кто живёт в южных регионах. Мы предлагаем не 100-процентную “глухую” тонировку, а всего лишь снижение порога светопропускания в два раза», — пояснил в беседе с корреспондентом Журнала Авто.ру депутат Госдумы Ярослав Нилов.
Аргументы против изменений норм тонирования от ГИБДД не меняются из года в год. Ведомство утверждает, что розыск преступников и визуальный осмотр салона для инспекторов слишком важны, чтобы пренебрегать ими ради комфорта водителей. Поэтому инспекторы регулярно устраивают рейды по тонировке. Авторы новой инициативы уверяют, что тонировка с безопасностью не связана, а её отсутствие в некоторых случаях вредит здоровью. По мнению депутатов, любой врач подтвердит необходимость защиты для глаз при контакте с ярким солнцем.
«Прямые солнечные лучи вредят глазам, коже, влияют на онкологию, снижают комфорт водителей, которые вынуждены повышать нагрузку систем охлаждения автомобиля. Тонировка также более безопасна с точки зрения психологического комфорта. Когда водитель долго находится в пробке в жаркий день, он раздражается. И прямой визуальный контакт с другим участником дорожного движения может спровоцировать ненужную реакцию. Во многих южных странах вообще не найти машин без тонировки. У нас ездят так же, но нарушая закон», — поясняет Нилов. Он уверен, что существующая на сегодня норма по затемнению была принята давно и устарела.
Надо ли водителям защищать глаза от солнца
Врач-офтальмолог медцентра «Будь Здоров», кандидат медицинских наук Юрий Павленко считает вред от солнца преувеличенным. «Если мы не берём крайние ситуации и не говорим о солнечном или ультрафиолетовом ожоге, то, согласно научным данным, ультрафиолет не вызывает изменений аппарата глаза. В доказательной медицине нет данных об изменениях тканей глазного яблока, вызванных солнечным светом», — пояснил доктор.
Более того, по словам офтальмолога, и по медицинским показаниям каких-либо специальных средств защиты глаз от ультрафиолета не требуется. Однако, если говорить именно о комфорте человека за рулём автомобиля, то помочь адаптации глаз и сохранить реакцию при ярком солнечном свете водителю помогут обычные средства солнцезащитной коррекции — то есть солнечные очки.
«Тонирование боковых стёкол не спасает водителей от бьющего в глаза солнца, так как поток света попадает в центральную зону сетчатки при прямом взгляде через ветровое. Что касается лобовых стёкол автомобилей, часто их производители добавляют светофильтры при производстве», — поясняет доктор Павленко.
По словам медика, подбирать солнечные очки нужно индивидуально и в соответствии с состоянием зрения на сегодняшний день. Для этого лучше воспользоваться помощью специалиста. Врачи-офтальмологи постоянно учатся и, например, могут посоветовать при необходимости специальные очки для водителей с антибликовым покрытием.
Каковы шансы поменять стандарт по тонировке
Авторы законопроекта уверены, что у документа высокие шансы, так как он учитывает все замечания правительства и других ведомств. Нилов также вспоминает, что когда-то в стране действовала норма «нулевого промилле», но в итоге её отменили. По его мнению, аналогичная судьба рано или поздно ждёт и тонировку.
«Депутаты из южных регионов, особенно северокавказских, понимают, что это жизненная необходимость. И законодатели в других регионах тоже должны это понимать. Для примера, в прошлом году в Волгоградской области было 40 градусов летом и яркое солнце. Как спасаться водителям? Мы предлагаем не штрафовать и решить этот вопрос изменением нормативов», — объясняет автор закона.
Сегодня штраф за тонировку составляет 500 рублей. Но вместе с ним сотрудники ГИБДД выдают предписание об устранениичрезмерного затемнения. На депутатский запрос в ведомстве ранее обозначили разумный срок устранения тонировки — не менее суток. Однако на практике инспекторы часто просят водителей отклеить тонировочную плёнку на месте. Это тоже приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дороге, уверен Нилов.
Новый законопроект внесён в Госдуму и после заключения профильного комитета будет направлен в регионы. Авторы инициативы надеются на поддержку региональных депутатов и рассмотрение закона на пленарном заседании до думских каникул в начале июня. Перед первым чтением на обсуждение проекта пригласят представителей ГИБДД и Минтранса.