Найти в Дзене
Мир Фактов

Смягчение ограничений тонировки

Оглавление

Ездить без тонировки вредно? Как депутаты убеждают МВД смягчить правила затемнения стёкол

РАЗБОР

ЕКАТЕРИНА ДЕМИШЕВА

20 МАЯ

КОММЕНТЫ

Почти каждый год перед началом летнего сезона в Госдуму поступают предложения об отмене штрафов за тонировку или о смягчении требований к ней. Очередной законопроект о тонировке внесли в начале мая, а рассмотреть его планируют уже в июне. Штрафовать предлагают лишь за сильное затемнение, то есть действующую норму могут заметно смягчить.

В этот раз авторы законопроекта указывают на вред яркого солнечного света для здоровья. Якобы именно поэтому стоит разрешить тонировать передние стёкла. Мы узнали подробности законопроекта у его автора и поговорили с врачом-офтальмологом о реальном вреде прямых солнечных лучей для водителей.

Как хотят смягчить требования к тонировке

Год назад группа депутатов во главе с Ярославом Ниловым предлагала отменить штраф за тонировку. Это предложение Дума отклонила. Документ переписали, и в начале мая те же авторы внесли новый законопроект по тонировке: разрешённую на сегодня норму светопропускания в 70% предлагается снизить до 35%. То есть депутаты хотят разрешить водителям тонировать передние боковые стёкла машин, а стандарты по лобовому стеклу, которое вообще нельзя затемнять, останутся прежними. 

«Это актуальный запрос общества, просьба автомобилистов. Особенно тех, кто живёт в южных регионах. Мы предлагаем не 100-процентную “глухую” тонировку, а всего лишь снижение порога светопропускания в два раза», — пояснил в беседе с корреспондентом Журнала Авто.ру депутат Госдумы Ярослав Нилов.

Аргументы против изменений норм тонирования от ГИБДД не меняются из года в год. Ведомство утверждает, что розыск преступников и визуальный осмотр салона для инспекторов слишком важны, чтобы пренебрегать ими ради комфорта водителей. Поэтому инспекторы регулярно устраивают рейды по тонировке. Авторы новой инициативы уверяют, что тонировка с безопасностью не связана, а её отсутствие в некоторых случаях вредит здоровью. По мнению депутатов, любой врач подтвердит необходимость защиты для глаз при контакте с ярким солнцем. 

«Прямые солнечные лучи вредят глазам, коже, влияют на онкологию, снижают комфорт водителей, которые вынуждены повышать нагрузку систем охлаждения автомобиля. Тонировка также более безопасна с точки зрения психологического комфорта. Когда водитель долго находится в пробке в жаркий день, он раздражается. И прямой визуальный контакт с другим участником дорожного движения может спровоцировать ненужную реакцию. Во многих южных странах вообще не найти машин без тонировки. У нас ездят так же, но нарушая закон», — поясняет Нилов. Он уверен, что существующая на сегодня норма по затемнению была принята давно и устарела.

Надо ли водителям защищать глаза от солнца

Врач-офтальмолог медцентра «Будь Здоров», кандидат медицинских наук Юрий Павленко считает вред от солнца преувеличенным. «Если мы не берём крайние ситуации и не говорим о солнечном или ультрафиолетовом ожоге, то, согласно научным данным, ультрафиолет не вызывает изменений аппарата глаза. В доказательной медицине нет данных об изменениях тканей глазного яблока, вызванных солнечным светом», — пояснил доктор. 

Более того, по словам офтальмолога, и по медицинским показаниям каких-либо специальных средств защиты глаз от ультрафиолета не требуется. Однако, если говорить именно о комфорте человека за рулём автомобиля, то помочь адаптации глаз и сохранить реакцию при ярком солнечном свете водителю помогут обычные средства солнцезащитной коррекции — то есть солнечные очки. 

«Тонирование боковых стёкол не спасает водителей от бьющего в глаза солнца, так как поток света попадает в центральную зону сетчатки при прямом взгляде через ветровое. Что касается лобовых стёкол автомобилей, часто их производители добавляют светофильтры при производстве», — поясняет доктор Павленко.

По словам медика, подбирать солнечные очки нужно индивидуально и в соответствии с состоянием зрения на сегодняшний день. Для этого лучше воспользоваться помощью специалиста. Врачи-офтальмологи постоянно учатся и, например, могут посоветовать при необходимости специальные очки для водителей с антибликовым покрытием.

Каковы шансы поменять стандарт по тонировке

Авторы законопроекта уверены, что у документа высокие шансы, так как он учитывает все замечания правительства и других ведомств. Нилов также вспоминает, что когда-то в стране действовала норма «нулевого промилле», но в итоге её отменили. По его мнению, аналогичная судьба рано или поздно ждёт и тонировку. 

«Депутаты из южных регионов, особенно северокавказских, понимают, что это жизненная необходимость. И законодатели в других регионах тоже должны это понимать. Для примера, в прошлом году в Волгоградской области было 40 градусов летом и яркое солнце. Как спасаться водителям? Мы предлагаем не штрафовать и решить этот вопрос изменением нормативов», — объясняет автор закона. 

Сегодня штраф за тонировку составляет 500 рублей. Но вместе с ним сотрудники ГИБДД выдают предписание об устранениичрезмерного затемнения. На депутатский запрос в ведомстве ранее обозначили разумный срок устранения тонировки — не менее суток. Однако на практике инспекторы часто просят водителей отклеить тонировочную плёнку на месте. Это тоже приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дороге, уверен Нилов. 

Новый законопроект внесён в Госдуму и после заключения профильного комитета будет направлен в регионы. Авторы инициативы надеются на поддержку региональных депутатов и рассмотрение закона на пленарном заседании до думских каникул в начале июня. Перед первым чтением на обсуждение проекта пригласят представителей ГИБДД и Минтранса.