Как Сальвадор Дали использовал метод Фрейда? В каких картинах Дали изобразил концепцию Эдипова комплекса? Что позаимствовал Дали у других сюрреалистов?
Для Сальвадора Дали мир идей Зигмунда Фрейда означал столько же, сколько мир Священного Писания означал для средневековых художников или мир античной мифологии - для художников Возрождения. Сам художник называл свое творчество техникой документального реконструирования сновидений. Как и для великого психоаналитика, предметом исследования сюрреалистов была сфера бессознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а также разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Дали пытался встретиться с Фрейдом несколько раз, приезжая в Вену, но каждый раз безрезультатно. Наконец, в 1938 году встреча двух гениев состоялась в Лондоне, когда Фрейд был уже тяжело болен. Сальвадор Дали во время встречи набросал портрет, причем череп отца психоанализа изобразил в форме улитки, а позже послал рисунки Цвейгу, близкому другу Зигмунда, но тот не решился показать их Фрейду.
Фрейд признался Сальвадору во время встречи, что на него произвели впечатление картины испанского гения, однако, он не видит смысла в том, чтобы их интерпретировать. Дело в том, что образы, созданные Дали были слишком явными, в буквальном смысле «фотографиями подсознания», то есть сам художник проделал всю психоаналитическую работу. Каким же образом пришел к своему методу испанский сюрреалист? Многие считают его творчество близким к состоянию безумия, так как галлюцинации свойственны людям с психическими отклонениями, либо они возникают под воздействием психотропных средств. Однако Сальвадор Дали создал свой параноидально-критический метод вполне рациональным образом, находясь «в своем уме», но будучи человеком в высшей степени эксцентричным, а также с большим чувством юмора. Он намеренно производил впечатление безумца, симулировал параноидальное состояние и обожал эпатировать публику, создавая провокационные образы или гуляя с муравьедом, например.
Сальвадор Дали родился в 1904 году и в детстве был довольно застенчивым ребенком, рано увлекся рисованием, и после школы поступил в Академию художеств в Мадриде. В годы студенчества, попав в творческую среду, он заразился идеями авангарда, среди художников почитая Пикассо более других. Получая академическое образование, он в то же время поддался бунтарскому духу модернизма, экспериментировал в кубистическом стиле, отказывался заниматься классическими дисциплинами и вел себя достаточно эксцентрично. Знаменитый испанский поэт Гарсия Лорка и французский режиссер Луис Бунюэль стали его близкими друзьями, а также творческими кумирами и соратниками. Совместно с Бунюэлем Сальвадор создал в 1929 году первый сюрреалистический фильм «Андалузский пес».
Однако главным соратником, кумиром и музой в жизни Дали стала его жена Гала, урожденная Елена Дьяконова. Сальвадор встретился с ней в Париже, в то время она была женой Поля Элюара, французского поэта сюрреалиста, но она практически сразу приняла предложение Дали и разделила с ним долгую совместную жизнь, полную чудачеств и грандиозного мирового успеха.
Зигмунд Фрейд стал кумиром Дали еще в юности, когда Сальвадор прочитал его работу «Толкование сновидений» (1900). В этой книге Фрейд впервые вводит понятие «бессознательного», а также предлагает исследовать мир снов для извлечения образов, необработанных сознанием. Он пишет, что подавляемые разумом желания, страхи, детские травмы и т.д. приобретают форму образов, являющихся во сне или в галлюцинациях. Интерпретация этих символов самим пациентом сразу после пробуждения, то есть самоистолкование и стало основным методом психоанализа Фрейда. Кроме того, в книге он приводит целый ряд символов, давая им свою интерпретацию, в основном сексуального характера. Так, например, все острые и длинные предметы он ассоциирует с мужскими половыми органами, а все емкости и сосуды – с женскими.
Сальвадора Дали очень заинтересовал метод Фрейда фиксации образов из сновидений до того как, они будут обработаны разумом. Эта техника «документальной реконструкции сновидений» и стала для него основным сюрреалистическим методом в живописи. Поскольку он мастерски владел техникой реалистической живописи, это способствовало предельно точному воспроизведению мира бессознательного. Одной из самых известных работ, реконструирующих состояние сна, является картина «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». В этом произведении Дали пытается передать эффект какого-либо воздействия во сне, от которого происходит пробуждение, например, жужжанья пчелы, разбудившей Галу.
Серьезно изучая работы Фрейда, Сальвадор Дали иллюстрировал и другие его концепции, например, Эдипов комплекс. Фрейд выводит идею Эдипова комплекса из истории развития культуры, считая, что в докультурном состоянии на ранних этапах эволюции человек существовал в условиях циклопической семьи, где отец был главой рода, а подрастающих юношей изгоняли из племени. Однажды сыновья взбунтовались против отца и убили его, но у них возникло чувство вины за содеянное, поэтому образ отца был превращен в тотем, а позже в образ Бога Отца. Древняя каннибальская трапеза превратилась в ритуальную тотемическую трапезу и обряд жертвоприношения, так возникла первая форма язычества. Таким образом, Фрейд выводил феномен культуры из чувства вины, считая религию формой невроза. Чувство соперничества с отцом в борьбе за любовь матери и желание его убить Фрейд назвал Эдиповым комплексом, поскольку этот сюжет воспроизводится в известной трагедии Софокла «Царь Эдип», где герой по незнанию убивает отца и женится на своей матери. Великий психоаналитик писал, что любой мальчик испытывает эти чувства уже в младенчестве, при этом панически боится наказания со стороны отца в форме кастрации. Как объясняет Фрейд, все это связано с проявлением стихии Эроса и пробуждением сексуальности, однако, последующие поколения психоаналитиков критиковали фрейдизм за этот пансексуализм и сведение практически всех личностных проблем к Эдипову комплексу. Символически Эдипов комплекс означает стремление к власти и свержению авторитетов.
Сальвадор Дали иллюстрировал концепцию Эдипова комплекса во многих своих произведениях, особенно явно она представлена в картинах «Вильгельм Телль» и «Загадка Вильгельма Телля». Вильгельм Телль – фольклорный европейский персонаж, символический «отец народа», кроме того, имеющий сходство с Лениным. В другой картине Сальвадор изображает через Телля отношения с собственным отцом, где тот представлен с ножницами и обнаженным детородным органом, а сын, в страхе отвернувшись, закрывает лицо. Над ними парит еще один Сальвадор, играющий на рояле, на котором виден труп осла – этот образ встречается в «Андалузском псе», где тема Эдипова комплекса также активно обыгрывается. Символ рояля, возможно, отсылает к еще одной важной концепции Фрейда – сублимации Эроса через искусство, а труп осла символизирует одновременно стихию Танатоса, переоценку ценностей и смерть культуры по Ницше (Сальвадор Дали был также ярым приверженцем его философии).
Структуру личности Фрейд описал в работе «Я и Оно» (1923): Оно (Id) — глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, Я (Ego) — сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной), а Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм, то есть культура. Эти три сферы борются между собой за сферы влияния, причем у Фрейда Сверх-Я находится в оппозиции к Я. Религия и искусство возникают в результате сублимации подавленных бессознательных импульсов, то есть трансформации влечений из деструктивных в культурно-приемлемые формы (например, от убийства отца к ритуалу жертвоприношения животного). Эрос и Танатос, по мнению Фрейда, две полярные силы, побуждающие человека к действию. Сальвадор Дали следовал этой концепции Фрейда, населяя свои произведения образами смерти, гниения, разложения, а также сексуальными образами, среди которых один из самых ярких «Великий мастурбатор». Кроме того, многие образы на картинах Дали взяты из его детства, например, в «Заунывной игре» он изображает статую с большой рукой, имеющую сексуальные аллюзии, а также поток разрозненных фигурок, парящих в воздухе: олень, кролик, попугай, рыба, кузнечик. Эти образы иллюстрируют детские страхи Дали: например, кузнечик, прицепленный ко рту самого Сальвадора, изображенного в профиль. В детстве Дали очень боялся кузнечиков, по его воспоминаниям, однажды он обнаружил, что они очень похожи на рыб, этот факт поразил Сальвадора. Лицо с кузнечиком становится главным образом в картине «Великий мастурбатор», а также встречается в других произведениях.
Движение французского сюрреализма, к которому примкнул Сальвадор Дали, вдохновленный идеями Фрейда, родилось из дадаизма, отвергавшего законы разума в искусстве. Дадаизм сложился в Швейцарии в Цюрихе в 1915-22 годах. Название произошло от слова «дада», то есть конек, деревянная лошадка, детский лепет. А. Бретон, Т. Тцара, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп не разрабатывали никакого художественного стиля, они устраивали акции, скандальные выходки, писали на заборе каракули, создавали коллажи из случайных предметов и т.д. В «Кабаре Вольтер» был оглашен «Манифест господина Антипирина» — первый манифест дадаизма, написанный румыном Тристаном Тцара. Манифест декларировал протест против традиционных культурных ценностей и одновременно пародировал другие авангардистские манифесты:
… я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я и против принципов» … дада ничего не означает … порядок = беспорядку, я = не мне, утверждение = отрицанию …
Макс Эрнст – один из основателей дадаизма в 1919 в Кёльне стал впоследствии сюрреалистом и создателем техники коллажа. Еще будучи дадистом, он создал «Роман в коллаже о стобезголовой женщине» (1929), состоящий из 149 композиций. Еще один дадаистский «Манифест каннибала» принадлежит Фрэнсису Пикабиа, художнику, публицисту и экспериментатору. Наивысшим достижением деятельности Пикабиа можно считать дадаистский балет «Relâche» на музыку Эрика Сати – композитора-новатора. В 20-е гг. дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, благодаря писателю и теоретику искусства Андре Бретону, который создал группу, куда вошли литераторы и поэты, среди них были Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо.
Андре Массон и Андре Бретон написали "Первый манифест сюрреализма" в 1924 г., где сказано, что сюрреализм (то есть сверхреализм) буквально отражает идеи психоанализа, сделав источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а главный метод - разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма стали противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность. Андре Массон сформулировал условия бессознательного творчества так: освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам; работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного.
В приемы сюрреализма входили: автоматизм, случай - рабочий инструмент, психотехники для отключения «рацио», sommeils – «сны наяву», пассивная роль автора в механизме поэтического вдохновения, личностная иррациональность, зрительный самогипноз, зарисовывание сновидений сразу после пробуждения. Джорджио де Кирико, итальянский сюрреалист, создал серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из совершенно не связанных друг с другом предметов. Ив Танги, французский художник, нашел свою тему – причудливый пейзаж-галлюцинацию с зыбкими пространствами моря или пустыни, заполненными предметной фантастикой биоморфно-геологического рода.
Макс Эрнст придумал технику фроттажа: он переводил на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности, получая фантастические конфигурации. Также он брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Творчество Эрнста многообразно и разнопланово, он постоянно экспериментировал с материалами, создавал коллажи из мусора и эпатировал публику. Общая авангардистская тенденция деконструировать традиционные образы классической живописи наиболее демонстративно отражена в его картине "Мадонна, шлепающая младенца Христа перед тремя свидетелями". Несмотря на то, что в истории искусства ранее существовал сюжет о Венере, наказывающей Купидона (Амура), подобная интерпретация библейской истории вызвала скандал в Париже, где она выставлялась. В качестве свидетелей сцены наказания на картине выступают Андре Бретон, Поль Элюар и сам Макс Эрнст.
Эти художники во многом повлияли на живопись Сальвадора Дали, мотивы их творчества можно заметить в произведениях гения, но ни один из них не обрел такую мировую известность, как Сальвадор. Его знаменитые слова: «Сюрреализм – это я», подтвердились со временем, поскольку в массовом сознании сюрреализм связан с именем только одного художника – Сальвадора Дали. Как любой модернист Сальвадор Дали пытался порвать с традицией и освободиться от бремени классических идеалов. Параноидально-критический метод Сальвадора Дали определялся художником как «иррациональное знание, основанное на бреде интерпретации». Метод Дали заключался в способности видеть разные образы в одной форме и симулировать параноидальные состояния: Моя единственная амбиция в области искусства – материализовать образы моей конкретной иррациональности с империалистической точностью. Параноидально-критическая деятельность организует и объективирует в эксклюзивной манере безграничные и неизведанные возможности систематического взаимодействия субъективного и объективного значения в иррациональном. Она позволяет миру бреда перейти в план реальности.
На практике метод Дали заключался в том, чтобы создавать галлюцинирующие образы, например, как в картине «Исчезающий бюст Вольтера на рыночной площади». Мы видим, что бюст составлен из пятен, которые в свою очередь образуют силуэты монашек. Подобных работ у Дали множество: «Нарцисс», составленный из камней, руки и яйца, «Девушка с письмом» Вермеера, образующая профиль Фрейда, «Ангелиус» Милле, преобразованный в разных вариантах в скелеты или камни, «Лебеди, отраженные в слонах», «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» и другие.
Продолжение следует: о том, почему Сальвадора преследовал носорожий рог и как это связано с современной наукой?
Материал из моей книги Строева О.В. "Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации" - читайте полностью здесь