Должен заметить, что западные государства понемногу умнеют. Ну, как умнеют? Умнеют отдельные западные экономисты, политологи. До политиков данный тренд пока еще не дошел, но, возможно, скоро дойдет. Хотя нельзя исключать, что все это тонкая игра на публику и политики также внезапно поумнели, только скрывают это. Знаете, как коты. Думаю, что все видели видео, где спрашивают стоит ли отрезать кошке голову и собственно реакцию кошки. Понимают, пушистые собаки, что говорят люди. Только делают вид, что глухие, слепые и полоумные, чтобы им ночной тыгыдык не запретили. Впрочем, шутки шутками, а дело серьёзное.
Мне кажется, что я уже когда-то ссылался на западного экономиста Ричарда Вольфа, произносящего порой адекватные речи. Возможно, ссылался. Извините, искать не буду в силу того, что не вижу в этом смысла и времени мало. Нам нужно вынести из его слов следующее:
Россия очень сильно зависит от экспорта нефти и газа. Поэтому американцы и европейцы решили, что смогут помочь военным усилиям 404 армии, наложив на Россию то, что они назвали «матерью всех санкций», по сути, прекратив закупать у неё нефть и газ.
Я сейчас кого-то шокирую, но Россия перестала зависеть от нефти и газа в 1998 году, когда у нас дефолт случился. Тогда финансовые власти страны приняли ряд решений, которые полностью исключили колебания нефтяных котировок на экономику. Простое доказательство: российский ВВП начал расти уже в 1999 году, спустя год, после кризиса. Тогда как цены на нефть оставались низкими вплоть до 2002 года и только после 2002 года пошли в рост. Собственно, с той поры говорить о сырьевом характере нашей экономики можно весьма условно. Впрочем, я не экономист, а скорее философ и для меня непонятно: что плохого в сырьевой экономике?
Нет, правда. Никогда не понимал вот этих вот обвинений. Мол у вас: валенки, лапти, щи, сырьевая экономика, аграрная экономика, монархия, республика, авторитарная, демократическая, и прочая, прочая, прочая. Что это за клише и клички? С чего вдруг вы взяли, что монархия — это устаревшая форма правления? Какой-то идиот в “Капитале” об этом написал или другой идиот еще где-то и Остапа понесло? А может валенки с тужуркой и ушанкой вам не по нраву? Ну, так в Африке или Южной Европе валенки действительно нафиг не сдались, а вот в Сибири вполне нужны. Да даже в центральной России или нашем Северо-Западе. Или прицепились к аграрной и сырьевой экономике? Эй, мастера печати, сварки и строительства, вы жрать воздух будете или хлеб с маслом? Ну, так за хлебом к аграриям. Вопреки мифом об индустриализации в царское время заводы строились без голода и без издевательств над крестьянами. И Бога ради, не пишите мне, что заводов не было. Этот миф я уже устал опровергать и надеюсь, что у меня в него никто не верит.
Впрочем, бредни перечислять можно долго, вопрос остается открытым: что вам тут не нравится? Какие претензии к сырьевой экономике и нефтегазу? Почему вообще мы должны стыдиться, когда речь заходит о нефти и газе или любой другой отрасли в которой мы сильны? Никогда этого не понимал. Если, кто-то вдруг сможет объяснить, милости прошу. Для меня это тайна великая. Итак, возвращаясь к основной теме.
Если брать слова министра экономики Силуанова, то в прошлом году нефтегазовые доходы составили треть всех поступлений в федеральный бюджет или 9 триллионов рублей. По чистому совпадению примерно столько же у нас бюджет Минобороны. Много это или мало? Да, так прилично, скажем. Но не то чтобы критично. Если вам кажется, что у нас треть это много, то подумайте наоборот: две трети экономики — это несырьевой экспорт. Так лучше? Надеюсь, что лучше, иначе бедные совсем.
Впрочем, что нам хорошо, то Западу не очень. Если две трети нашей экономики пришлись на несырьевой экспорт, то зачем Запад так отчаянно пытался именно сырьевой экспорт ограничить? Дурак? Отнюдь. Просто, это единственное, что он полагал у нас есть. Да и выбить треть доходов, это вам не шутки. Но облажался. Знаете, почему? Не уверен, что вы об этом думали, потому скажу. Мне даже не надо быть экономистом для этого. Все дело в том, что сырьевой экспорт легко перебросить с рынка на рынок и он нужен всем. Это товары высокой добавленной стоимости классно производить, но они критически зависят от рынка, причем зависимость в обе стороны. Если не поняли, то пример Франции, построившей Мистрали точечно под нужды ВМФ России, и долго страдавшей после разрыва контракта, ели пристроивши те два корабля в Египет. Последний потом еще вертолеты у нас закупил, если не ошибаюсь. У нас чистый профит, у Франции масса убытков. Вот с продуктами высокой переработки такая история. Несколько упрощенно, быть может, но вполне точно.
Нельзя просто так поменять рынок, когда у вас нишевой товар. А вот когда вам нужно поменять экспортный ресурс, то это нужно всем. Абсолютно всем. В теории это могло бы сработать, если бы все отказались покупать у нас ресурсы, но есть примеры, когда даже такое не сработало. Просто потому, что на планете жестко ограничен запас доступных ресурсов и ты хоть убейся, а не получится вычистить из мирового нефтяного рынка 10 миллионов баррелей в сутки. Если мне память не изменяет, а именно столько мы поставляем на мировой рынок. Плюс минус миллион баррелей, если вдруг ошибся.
В итоге весь план Запада на подрыв нашей экономики рухнул, накрывшись медным тазом. Мать всех санкций не сработала. Ибо мать, как известно, она русская и всегда за Россию болеет. Не даром мы при помощи молотка, зубила и такой-то Матери можем сделать все на свете. Так что вводить против нас “мать” было фатальной ошибкой. Впрочем, о еще одной фатальной ошибке я расскажу в другой раз. Знаю, что вы не любите слишком длинные тексты. Так что буду заканчивать.
Спасибо, что прочитали!
Друзья, не забывайте подписываться на блог. Поддерживать канал 2202 2061 1133 9052 сбер и подписываться на мой канал телеграмм. Где я могу говорить свободно и даже высказываться жестко. Чего тут не могу никак себе позволить. Благодарю за внимание!