Искусство карикатуры - не просто смешные картинки. Знаменитый датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп писал о карикатуре, что это графическое высказывание критического характера, намеренно искажающее изображаемый предмет, чтобы отразить его суть точнее фотографии.
Не думаю, что все легко согласятся с заявлением Херлуфа, учитывая "низкий" статус карикатуры как направления в искусстве. Многие предпочтут смех слезам, но мало кто поставит карикатуру выше живописи или архитектуры, типа "это не вечно", "не серьезно". Поэтому художнику-карикатуристу относительно несложно завоевать расположение зрителя, но достаточно сложно получить признание арт-критиков и коллекционеров.
Художника, с которым я хочу вас сегодня познакомить, я бы карикатуристом не назвал. По крайней мере, это не главное в его творчестве. И все же Леонида Лемехова узнают прежде всего по работам, классифицированным как карикатуры. По крайней мере так они атрибутированы в коллекции Пермской художественной галереи, да и в частных коллекциях тоже.
Воочию они выглядят примерно так:
Смешно? Как-то не очень. Иронию, конечно, мы считываем, но какая-то она странная. По сути - бытовая зарисовка. Седобородый мужик раздевается в спальне, которая находится в зимнем лесу (или наоборот - зимний лес находится в спальне). Красные брюки со стрелками (!), труселя с пальмами - атрибуты работы и домашнего быта. Только шуба с шапкой и посохом, прислоненным к вешалке, намекают, что мужик с седой бородой, вероятно - Дедушка Мороз.
Или нет? Достаточно ли шубы, шапки, посоха и бороды, чтобы стать Дедом Морозом? Вроде как сказочная сущность добрейшего сокрыта где-то в духовной сфере (прототип, Святой Николай - и де-факто, и де-юре дух). Но нам знакома с детства родительская магия, когда папа переодевается в Деда Мороза, или когда Дед Мороз приходит по вызову. И, хотя мы рано или поздно выкупали этот простодушный обман, держались, как могли за призрак чуда, представляя, как папа-дед-мороз отправляется за подарками куда-нибудь в волшебный зимний лес.
Странность Лемеховских "карикатур" не исчерпывается сюжетом. Техника и стиль, в которых выполнены работы, не менее интересны.
Во-первых - "плотность" рисунка. Карикатура обычно "воздушна", расположена на белом фоне, имеет четкие контуры, которые могут заполняться простыми цветами или быть незаполненными. У Лемехова "воздух" (неокрашенная бумага) в карикатурах отсутствует, за исключением полей.
Во-вторых, рисунок имеет обрамление с декоративными элементами, поддерживающими сюжет. Так в работе "Брандспойт" в обрамлении мы видим перекрещенные струи воды, языки пламени, сосульки и ледяные цветы, напоминающие роспись по наличникам.
Спрашивается, зачем эта избыточная многодельность и декоративность? Разве в карикатуре не главное, чтобы было смешно? Видимо главное в этих работах - не комическое содержание (которое неочевидно), а нюансы стиля, которые отсылают сразу к нескольким направлениям в изобразительном искусстве.
Рамка с декоративными элементами - характерный элемент стиля "модерн" в искусстве на рубеже XIX - ХХ вв. Его мы можем встретить как в работах русских художников (например, Ивана Билибина), так и европейских мастеров (например, Альфонса Мухи).
Манера изображения Леонида Лемехова больше напоминает плакатную графику, что не удивительно - он много работал в этом жанре еще в советский период.
Вполне себе традиционные идеологически заряженные плакатные образы. В 1990-е Леонид создает плакаты критического характера, причем объектом критики становится не умирающий советский режим, а нарождающийся постсоветский капитализм.
Те, кто застал перестройку в юности, хорошо помнят, как мы дружно мечтали стать второй Америкой или хотя бы Германией, ездить на иномарках, жить в пентхаусах на дивиденды от акций, вскармливать детей "кока-колой" и "чупа-чупсами". Видно, что Леонид о таком не мечтал. В его самом известном в узких кругах плакате того времени "Он будет жить при капитализме!" эти сладкие мечты доведены до абсурда при помощи визуального языка еще советской пропаганды, типа сочинили новую сказку, чтобы в очередной раз не сделать ее былью.
В этом абсурдистском порыве Леонид Лемехов сближается с классиками соцарта, и отчасти с представителями московского концептуализма, например - Константином Звездочетовым.
Возвращаясь к сюжету рисунка "Брандспойт", можно также заметить аллюзии с сюрреализмом, в частности - с работами Сальвадора Дали.
Таким образом, графические работы Леонида Лемехова, атрибутированные в музейной коллекции как каррикатуры, являются постмоденистским замесом иллюстраций эпохи модерна, модернистским искусством ХХ века и позднесоветского нонконформизма. Их абсурдистская эстетика является не столько ребусом для прочтения сюжета, сколько историческим пазлом, складывая который можно исследовать историю отечественного и западного искусства, начиная с конца позапрошлого века, по наши дни.
И все же в этой сконструированной из фрагментов различных эпох и направлений абсурдистской вселенной есть некоторые "константы" места-времени изображаемых художником ситуаций. Это Россия 1990-х, время больших надежд для маленьких людей.
"Танец с булочками" - знаменитый эпизод из комедии Чаплина "Золотая лихорадка". В своих фантазиях герой развлекает девушку, в которую влюблен, нехитрым аттракционом: втыкает вилки в булочки так, чтобы получились тонкие ноги в больших башмаках, и изображает танец. Этим же занимается женщина на одноименной карикатуре Лемехова, но муж с сыном, стоящие у нее за спиной, похоже, не очарованы танцем. Они из другого мира и из другого теста. Муж, судя по фотографии на стене - бывший десантник или моряк, а в 90-е - спортивно-криминальный персонаж. Ребенок - квадратная копия квадратного отца. Им не важно искусство, им нужна еда, и к "танцу с булочками" они как минимум равнодушны.
"Партийное собрание в космосе", по словам художника, никакая не фантастика, а самая реальная реальность. В 90-е отчуждение государства от народа достигло апогея: властям было плевать на народ, а народу плевать на власть. Поэтому всевозможные заседания думы, партийный съезды происходили как-будто где-то за пределами Земли. Но, если бы Леонид Лемехов использовал традиционный язык карикатуры, получилось бы примерно следующее.
Смыслообразующий прием, используемый Леонидом Лемеховым в его "карикатурах" - старый добрый абсурд, игра против смысла, итогом которой становится "социальный портрет бессмыслицы", катастрофически простой в плане содержания, но весьма замысловатый в плане выражения.
Примерно так и устроена наша повседневность, где плотность абсурда настолько высока, что мы склонны воспринимать его как проявление какого-то дьявольского замысла. Есть такой забавный принцип - "бритва Хэнлона", согласно которому в поисках причин неприятных событий мы должны прежде всего предполагать человеческие ошибки, и лишь во вторую очередь — чьи-то сознательные злонамеренные действия. Обычно выражается фразой: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью» (англ. Never attribute to malice that which can be adequately explained by stupidity). Виктор Пелевин в романе "Generation П" сформулировал это более кратко и емко: "Миром правит не тайная ложа, а явная лажа". И от этого обидно вдвойне. Но и веселее втройне.
Вот вам еще несколько работ разных лет из карикатурного цикла художника для самостоятельной интерпретации.
Сведения о художнике
Лемехов Леонид Иванович — иллюстратор, график, плакатист, дизайнер, модельер. Один из самых значительных отечественных карикатуристов. Член Союза художников с 1989 года.
Родился Леонид Иванович Лемехов в Ленинграде в 1949 году, в семье художника Ивана Васильевича Лемехова. Братья его — Владимир и близнец Сергей, тоже художники. В 1968 году окончил среднюю художественную школу при Академии Художеств СССР им. И. Е. Репина.
С 1975 года член Ленинградского клуба карикатуристов.
В 1978 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, специальность — «художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности». По распределению приехал в Пермь, где и живет по настоящее время.
С 1978 по 1985 годы работал главным художником Пермского Дома моделей. В 1982 году Дом моделей единственный представлял моду СССР на престижной Лейпцигской ярмарке.
С 1989 года член Союза художников России, секция плаката. С 2000-го — доцент кафедры дизайна ПГТУ (с 2011 года — Пермский национальный исследовательский политехнический университет), преподавал студентам дизайн.
В перестройку питерская группа плакатистов, в которую я вхожу, совсем распоясалась, тогда мы начали делать остро социальные вещи. Я как карикатурист решил найти свой почерк и стал рисовать плакат-карикатуру. Россия живет объедками искусства, и при этом мы пытаемся превратиться в европейцев. Мы не должны стесняться своего прошлого, забывать о нем, стесняться родителей, сейчас это модно...
Из интервью с художником для 59.ру