Где ночует Дед Мороз, когда сын уже подрос? Концептуальная карикатура Леонида Лемехова.

337 прочитали

Искусство карикатуры - не просто смешные картинки. Знаменитый датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп писал о карикатуре, что это графическое высказывание критического характера, намеренно искажающее изображаемый предмет, чтобы отразить его суть точнее фотографии.

Не думаю, что все легко согласятся с заявлением Херлуфа, учитывая "низкий" статус карикатуры как направления в искусстве. Многие предпочтут смех слезам, но мало кто поставит карикатуру выше живописи или архитектуры, типа "это не вечно", "не серьезно". Поэтому художнику-карикатуристу относительно несложно завоевать расположение зрителя, но достаточно сложно получить признание арт-критиков и коллекционеров.

Художника, с которым я хочу вас сегодня познакомить, я бы карикатуристом не назвал. По крайней мере, это не главное в его творчестве. И все же Леонида Лемехова узнают прежде всего по работам, классифицированным как карикатуры. По крайней мере так они атрибутированы в коллекции Пермской художественной галереи, да и в частных коллекциях тоже.

Воочию они выглядят примерно так:

Лемехов Л.И. Рисунок. Дед Мороз ложится спать. 2003 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Дед Мороз ложится спать. 2003 Из коллекции Пермской художественной галереи.

Смешно? Как-то не очень. Иронию, конечно, мы считываем, но какая-то она странная. По сути - бытовая зарисовка. Седобородый мужик раздевается в спальне, которая находится в зимнем лесу (или наоборот - зимний лес находится в спальне). Красные брюки со стрелками (!), труселя с пальмами - атрибуты работы и домашнего быта. Только шуба с шапкой и посохом, прислоненным к вешалке, намекают, что мужик с седой бородой, вероятно - Дедушка Мороз.

Или нет? Достаточно ли шубы, шапки, посоха и бороды, чтобы стать Дедом Морозом? Вроде как сказочная сущность добрейшего сокрыта где-то в духовной сфере (прототип, Святой Николай - и де-факто, и де-юре дух). Но нам знакома с детства родительская магия, когда папа переодевается в Деда Мороза, или когда Дед Мороз приходит по вызову. И, хотя мы рано или поздно выкупали этот простодушный обман, держались, как могли за призрак чуда, представляя, как папа-дед-мороз отправляется за подарками куда-нибудь в волшебный зимний лес.

Странность Лемеховских "карикатур" не исчерпывается сюжетом. Техника и стиль, в которых выполнены работы, не менее интересны.

Лемехов Л.И. Рисунок. Брандспойт. 2004 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Брандспойт. 2004 Из коллекции Пермской художественной галереи.

Во-первых - "плотность" рисунка. Карикатура обычно "воздушна", расположена на белом фоне, имеет четкие контуры, которые могут заполняться простыми цветами или быть незаполненными. У Лемехова "воздух" (неокрашенная бумага) в карикатурах отсутствует, за исключением полей.

Во-вторых, рисунок имеет обрамление с декоративными элементами, поддерживающими сюжет. Так в работе "Брандспойт" в обрамлении мы видим перекрещенные струи воды, языки пламени, сосульки и ледяные цветы, напоминающие роспись по наличникам.

Спрашивается, зачем эта избыточная многодельность и декоративность? Разве в карикатуре не главное, чтобы было смешно? Видимо главное в этих работах - не комическое содержание (которое неочевидно), а нюансы стиля, которые отсылают сразу к нескольким направлениям в изобразительном искусстве.

Рамка с декоративными элементами - характерный элемент стиля "модерн" в искусстве на рубеже XIX - ХХ вв. Его мы можем встретить как в работах русских художников (например, Ивана Билибина), так и европейских мастеров (например, Альфонса Мухи).

Манера изображения Леонида Лемехова больше напоминает плакатную графику, что не удивительно - он много работал в этом жанре еще в советский период.

Вполне себе традиционные идеологически заряженные плакатные образы. В 1990-е Леонид создает плакаты критического характера, причем объектом критики становится не умирающий советский режим, а нарождающийся постсоветский капитализм.

Леонид Лемехов. Он будет жить при капитализме! 1990. Из частной коллекции.
Леонид Лемехов. Он будет жить при капитализме! 1990. Из частной коллекции.

Те, кто застал перестройку в юности, хорошо помнят, как мы дружно мечтали стать второй Америкой или хотя бы Германией, ездить на иномарках, жить в пентхаусах на дивиденды от акций, вскармливать детей "кока-колой" и "чупа-чупсами". Видно, что Леонид о таком не мечтал. В его самом известном в узких кругах плакате того времени "Он будет жить при капитализме!" эти сладкие мечты доведены до абсурда при помощи визуального языка еще советской пропаганды, типа сочинили новую сказку, чтобы в очередной раз не сделать ее былью.

Александр Косолапов Lenin-Coca-Cola, 1993
Александр Косолапов Lenin-Coca-Cola, 1993

В этом абсурдистском порыве Леонид Лемехов сближается с классиками соцарта, и отчасти с представителями московского концептуализма, например - Константином Звездочетовым.

Константин Звездочетов. Борение хорошего с прекрасным. 2002
Константин Звездочетов. Борение хорошего с прекрасным. 2002

Возвращаясь к сюжету рисунка "Брандспойт", можно также заметить аллюзии с сюрреализмом, в частности - с работами Сальвадора Дали.

Таким образом, графические работы Леонида Лемехова, атрибутированные в музейной коллекции как каррикатуры, являются постмоденистским замесом иллюстраций эпохи модерна, модернистским искусством ХХ века и позднесоветского нонконформизма. Их абсурдистская эстетика является не столько ребусом для прочтения сюжета, сколько историческим пазлом, складывая который можно исследовать историю отечественного и западного искусства, начиная с конца позапрошлого века, по наши дни.

Лемехов Л.И. Рисунок. Танец с булочками.1998 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Танец с булочками.1998 Из коллекции Пермской художественной галереи.

И все же в этой сконструированной из фрагментов различных эпох и направлений абсурдистской вселенной есть некоторые "константы" места-времени изображаемых художником ситуаций. Это Россия 1990-х, время больших надежд для маленьких людей.

"Танец с булочками" - знаменитый эпизод из комедии Чаплина "Золотая лихорадка". В своих фантазиях герой развлекает девушку, в которую влюблен, нехитрым аттракционом: втыкает вилки в булочки так, чтобы получились тонкие ноги в больших башмаках, и изображает танец. Этим же занимается женщина на одноименной карикатуре Лемехова, но муж с сыном, стоящие у нее за спиной, похоже, не очарованы танцем. Они из другого мира и из другого теста. Муж, судя по фотографии на стене - бывший десантник или моряк, а в 90-е - спортивно-криминальный персонаж. Ребенок - квадратная копия квадратного отца. Им не важно искусство, им нужна еда, и к "танцу с булочками" они как минимум равнодушны.

Лемехов Л.И. Рисунок. Партийное собрание в космосе. 1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Партийное собрание в космосе. 1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.

"Партийное собрание в космосе", по словам художника, никакая не фантастика, а самая реальная реальность. В 90-е отчуждение государства от народа достигло апогея: властям было плевать на народ, а народу плевать на власть. Поэтому всевозможные заседания думы, партийный съезды происходили как-будто где-то за пределами Земли. Но, если бы Леонид Лемехов использовал традиционный язык карикатуры, получилось бы примерно следующее.

https://helpset.ru/wp-content/uploads/2020/11.png
https://helpset.ru/wp-content/uploads/2020/11.png

Смыслообразующий прием, используемый Леонидом Лемеховым в его "карикатурах" - старый добрый абсурд, игра против смысла, итогом которой становится "социальный портрет бессмыслицы", катастрофически простой в плане содержания, но весьма замысловатый в плане выражения.

Лемехов Л.И. Рисунок. Пожар в цирке.1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Пожар в цирке.1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.

Примерно так и устроена наша повседневность, где плотность абсурда настолько высока, что мы склонны воспринимать его как проявление какого-то дьявольского замысла. Есть такой забавный принцип - "бритва Хэнлона", согласно которому в поисках причин неприятных событий мы должны прежде всего предполагать человеческие ошибки, и лишь во вторую очередь — чьи-то сознательные злонамеренные действия. Обычно выражается фразой: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью» (англ. Never attribute to malice that which can be adequately explained by stupidity). Виктор Пелевин в романе "Generation П" сформулировал это более кратко и емко: "Миром правит не тайная ложа, а явная лажа". И от этого обидно вдвойне. Но и веселее втройне.

Вот вам еще несколько работ разных лет из карикатурного цикла художника для самостоятельной интерпретации.

Лемехов Л.И. Рисунок. Разбойники на сцене. 2003 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Разбойники на сцене. 2003 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Конец игры. 1998 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Конец игры. 1998 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Дорогие товарищи! 1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Дорогие товарищи! 1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. На сцене. 2003 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. На сцене. 2003 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Соки- Соды. 1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Соки- Соды. 1991 Из коллекции Пермской художественной галереи.

Сведения о художнике

Лемехов Леонид Иванович — иллюстратор, график, плакатист, дизайнер, модельер. Один из самых значительных отечественных карикатуристов. Член Союза художников с 1989 года.

Родился Леонид Иванович Лемехов в Ленинграде в 1949 году, в семье художника Ивана Васильевича Лемехова. Братья его — Владимир и близнец Сергей, тоже художники. В 1968 году окончил среднюю художественную школу при Академии Художеств СССР им. И. Е. Репина.

С 1975 года член Ленинградского клуба карикатуристов.

В 1978 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, специальность — «художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности». По распределению приехал в Пермь, где и живет по настоящее время.

С 1978 по 1985 годы работал главным художником Пермского Дома моделей. В 1982 году Дом моделей единственный представлял моду СССР на престижной Лейпцигской ярмарке.

С 1989 года член Союза художников России, секция плаката. С 2000-го — доцент кафедры дизайна ПГТУ (с 2011 года — Пермский национальный исследовательский политехнический университет), преподавал студентам дизайн.

В перестройку питерская группа плакатистов, в которую я вхожу, совсем распоясалась, тогда мы начали делать остро социальные вещи. Я как карикатурист решил найти свой почерк и стал рисовать плакат-карикатуру. Россия живет объедками искусства, и при этом мы пытаемся превратиться в европейцев. Мы не должны стесняться своего прошлого, забывать о нем, стесняться родителей, сейчас это модно...
Из интервью с художником для 59.ру
Лемехов Л.И. Рисунок. Автопортрет. 1990. Из коллекции Пермской художественной галереи.
Лемехов Л.И. Рисунок. Автопортрет. 1990. Из коллекции Пермской художественной галереи.