Итак, случилось маленькое чудо, внутри самки зародилась новая жизнь. Неужели самка осталась одна со своими проблемами? Ничуть.
Во-первых, многие виды живут парами, и отец заботится о матери и детенышах.
Во-вторых, природа предусмотрела также заботу родни и социума. Стадо яков при виде волков становится кругом, самцы закрывают собой беременных самок и беспомощных детенышей. Пингвинята и малыши-мангусты «ходят» в «детский сад». Львицам, дельфинихам, слонихам помогают бабушки-тетушки, которые уже не рожают. Кстати, заводчики рекомендуют хозяевам дегу, желающим иметь малышей, поселить беременную самку не с самцом, который может ее оплодотворить после родов, что на ее здоровье скажется пагубно, а с другой самкой, потому что маме нужна помощь! У муравьев и пчел о потомстве заботятся, скажем так, старшие бесплодные сестры. Даже медведице помогает старший медвежонок-пестун.
В-третьих, есть виды, где самка вообще полностью передает заботу о потомстве самцу (колюшки, губаны, морские коньки, некоторые пауки).
В-четвертых, самка может просто отложить яйца или икру в хорошем месте и уплыть, оставив детенышей на произвол судьбы (или умереть, как допустим поденка). И никто ее за это не осуждает, она сделала все, что могла, дальнейшее от нее уже не зависит.
Так что ж с людьми? Прочитала тут книгу Б. Шипова «Великая ложь. Теория любви: мифы и реальность». В общем, я с автором скорее согласна. Автор утверждает, что люди – полигамный вид, что раньше был матриархат. Отличие же между патриархатом и матриархатом не в том, кто возглавляет племя (это практически всегда мужчина, он сильнее и он воин, беременной женщине несподручно защищать племя с копьем наперевес), а в том, с кем остаются дети. Если детей содержит родня жены – то это матриархат, а если отец и его родня – то патриархат. Поскольку тестов ДНК не было, то мужчина может быть относительно уверен в своем отцовстве, если женщина абсолютно лишена прав, и жизненно заинтересована в том, чтоб хранить верность – иначе камнями забьют. А при матриархате все дети женщины ее родственникам тоже родные, поэтому в этих племенах равноправие и женщины легко вступают в половые контакты с понравившимися мужчинами. И о том, что полиандрия была распространена так же широко, как и полигамия.
Романтическая же любовь в нашем понимании возникает как следствие бесправия женщины: с одной стороны она должна была смягчать нравы и давать женщине хоть какую-то власть над мужчиной, с другой – женщине красиво внушали мысль о добровольной верности одному (все-таки истории о любви всегда больше женщины ценили, потому основная аудитория – именно они, а вот авторы преимущественно мужчины). Поэтому апелляция к природе здесь совершенно неуместна. Это общество на определенном этапе своего развития пришло к тому, что свобода секса для женщины стала мешать.
Кстати, детенышей люди обычно воспитывали сообща. Японцы говорили: «Чтоб воспитать ребенка, нужна целая деревня». Семьи крестьян были большими, за детьми следили бабки-прабабки, старые деды, старшие дети, незамужние тетки. В богатых домах их функции выполняли няньки-дядьки, бонны, гувернеры. Так что и биология, и история доказывают, что беременность и дети – это не «проблема» одной женщины, точнее, не должны ею быть. Брошенные на произвол судьбы самки зачастую бросают детенышей или убивают их. Поэтому и в природе, и в человеческом обществе, в норме беременную и мать с детьми должны всячески поддерживать. И не только мужчина, а сам социум. Потому что так делалось веками, потому что только так вид не вымрет.
Выражайте свое мнение в комментариях!
Для полного счастья автору не хватает Вашего лайка.