Найти тему

Христианская аскетика. Гнев.

Страсть гнева. В настоящей статье речь пойдёт о страсти гнева. Прежде всего необходимо дать определение, что такое гнев. Гнев это страсть, выражающаяся в потере душевного равновесия и желании зла огорчившему. Предыдущие рассмотренные страсти, чревоугодие, блуд, сребролюбие воздействуют на вожделевательную часть души, страсть гнева воздействует на раздражительную часть, то есть уже эта страсть отделяется от других, рассмотренных нами раньше. Само по себе движение гнева заложено в нас Богом, поэтому оно нейтрально. Становится оно грехом или добродетелью зависит от использования его человеком. Гнев действительно может быть добрым и полезным, когдамы гневаемся на себя, на свои грехи и становится грехом, когда мы гневаемся на других людей; это вроде бы очевидные вещи, но мы часто забываем об этом. Так, например, святое Евангелие говорит, что «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матфея 5:22). Интересно, что здесь говорится о том, что не всякий гнев на брата является грехом, но только напрасный. Ещё интересная вещь содержится в книге Екклесиаста, которая редко используется у нас в богослужениях, но очень мудрая: «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Екклесиаст 7:9). В Новом Завете святой апостол Иаков в своём послании говорит: «гнев человека не творит правды Божьей» (Иакова 1:20). На самом деле таких цитат можно привести очень много. Ещё Библия говорит: «гневаясь, не согрешайте» (Псалом 4:5). Таким образом, гневаться на себя, на свои грехи можно, но гневаться на других нельзя, то есть «гневаясь, не согрешайте» означает«не гневайтесь на других». Следующая цитата: «солнце да не зайдёт во гневе вашем» (Ефесянам 4:2). В этом месте святой апостол Павел говорит о средстве борьбы [со страстью гнева]. На самом деле самый лучший, идеальный вариант, если мы постараемся простить своих обидчиков до захода солнца, не перекладывая эту обиду на другие дни. У нас в вечернем правиле есть такие слова: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче». Очень обидно, когда мы просто прочитываем это автоматически, и побежали дальше, скорее бы закончить. Поэтому мы не получаем пользы от этих слов и вообще от этого нашего правила. Оно очень мудрое, потому что его составляли святые люди; там каждое слово выстрадано. Поэтому мы тоже призываем не просто прочитывать, а думать: прости, Господи, того, кто меня обидел или я кого-то обидел. Просто на этом месте остановиться и подумать ещё раз за весь день. Вот это и будет то, что значит «примириться со своей совестью», чтоб действительно с более менее спокойной совестью постараться отойти ко сну.

Виды гнева. Существует три основных вида гнева. Первый вид это внутренний гнев. Сюда можно отнести смущение, раздражение. Внутренний гнев это такое состояние, когда человека обидели, а он сдерживается изо всех сил. С виду он вроде бы такой безмятежный, но внутри всё кипит. Этот вид гнева, конечно, менее опасный, но тем не менее от этого гнев меньше не становится, и если человек всё время будет подавлять выход этого гнева, то это, конечно, скажется на душевном здоровье человека. Вот откуда появляются неврозы, не говоря уже о более худших стадиях, таких как психозы, маниакально-депрессивные состояния и так далее. Второй вид гнева это внешний гнев. Он может проявляться, как брань, крик, ярость, биение и даже убийство; всё это, к сожалению, присутствует в жизни людей. Третий вид гнева называется памятозлобие. Этот вид гнева на самом деле выходит из первого. Он является следствием вот этого подавленного состояния, этого смущения, раздражения, с которым если не бороться, то оно перетекает в памятозлобие. К разновидностям памятозлобия относятся ненависть, вражда, желание мести. Касательно мести в Священном Писании говорится: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» (Римлянам 12:19). Далее апостол Павел цитирует Второзаконие:«Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римлянам 12:19; Второзаконие 32:35). Что говорит апостол Павел дальше? Он говорит, что человек, который всё таки смог сдержаться и не отомстить обидчику, тем самым собирает горящие уголья на голову того человека, который его обидел (Римлянам 12:20). Вот именно поэтому такого человека можно пожалеть. Ниже насчёт мести апостол Павел пишет: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Один умный человек говорил, что борьба со злом орудиями зла никогда не может завершиться успехом. Как бы нам бесы не внушали, что нужно отомстить, сделать что-то плохое взамен, мы всегда должны помнить эти слова. При случае их надо вспоминать и думать:какой толк от этого, ведь я просто напросто умножу зло в мире, и потом это же зло всё равно ко мне вернётся? Это действительно незыблемый духовный закон, что зло всегда приходит к нам, если мы сами его творим. Так, например, горцы часто мстят другим, вырезают род. Один род вырезал другой, другой вырезал третий, но потом это всё равно приходит к ним, и их вырезают вообще какие-то дальние, какие-то пришлые. Вот приходят и просто этот род тоже вырезают, потому что зло всегда возвращается. Приведём ещё несколько цитат. Значит, апостол Павел ещё говорит: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тимофею 2:23); это он говорит своему ученику. В любом случае человеку хочется куда-то вклиниться, в какое-то состязание или в какой-то спор, причём глупый спор. Человек видит, что идёт какой-то спор и думает:«Как я пять копеек своих не вставлю?» Вклинился в спор, и какой толк от этого? Человек потерял душевный мир, потерял кротость свою и так далее, то есть он только потерял. Далее апостол Павел говорит: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым (2 Тим. 2:24). Вот, что говорит апостол Павел, что рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым и кротким. Есть такая большая цитата, но хотелось бы её привести, потому что она очень сильная.Архимандрит Рафаил Карелин говорит так: «Гнев — маска сумасшествия, пляска бесов, добровольная одержимость, зверские отношения друг с другом, драка дикарей» ("О страсти гнева", архимандрит Рафаил Карелин). Там много написано, но для начала можно привести лишь некоторые слова. Далее архимандрит Рафаил пишет: «Гневливый похож на волка, который вцепился зубами в свою добычу и не отпускает ее, или на эпилептика, который упал на землю и корчится в конвульсиях». Вот такие образы. Действительно, когда человек в гневе, у него искажается лицо. Присмотритесь, это полезно, потому что действительно та красота, которая дана человеку Богом, теряется. Когда гневливый не может сорвать свой гнев на других, он мечется по своей комнате, как зверь в клетке. Такой человек ломает мебель, будто вещи перед ним провинились. Вот почему есть такое наблюдение у святых отцов, которые говорят, что если человек не победил страсть гнева, он не может идти на отшельничество. Он не может жить сам без людей вокруг. Бывали такие случаи, когда не победивший страсть гнева отшельник начинал гневаться и наказывать свою чашку, ложку и всё вокруг; так что это действительно страшно. Человек уже ничего не соображает, у него разум полностью отказывает в таком случае. В этом состоянии человек уверен, что он во всём прав и борется за то, чтобы установить справедливость, но когда гнев проходит, он видит свою душу, загрязнённую бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный со дна моря, то есть отлив прошёл, и весь этот мусор остался. Так же нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние, за то что он причинил незаслуженные обиды и боль людям. Однажды произошла такая история.Один человек, сын которого любил пообижать других людей, что-нибудь наговорить им, придумал такое наказание, чтобы за каждого обиженного человека сын вбивал гвоздь в доску. Так он повбивал кучу гвоздей, и тогда отец ему сказал: «Давай иди проси прощения у каждого из тех, кого ты обидел». Сын радостный побежал, у всех стал просить прощения. Его действительно прощали, и за каждого он вынимал гвоздь. За каждого, у кого попросил прощения, он вынимал гвоздь. И вот, когда он всё это сделал, он приходит радостный к отцу и говорит: «Отец, я всё сделал». Тогда отец сказал: «Иди сюда, смотри, отверстия-то от гвоздей остались», то есть у того, кого мы обидели своими словами или своими делами, рана в душе всё равно остаётся, и должно пройти очень много времени, чтобы она исчезла. Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние, и он старается загладить это, проявляя особую ласковость и становясь мягким, как шёлк, но это обманчивое состояние, и через некоторое время вспышки гнева повторяются. Опять же, вспомните про тот идол, который ставится. Человек послужил идолу и забыл про него, а идол остался, и он привлекает к себе человека. Человек не может пройти мимо идола, не разрушив его или снова не послужив ему. Кроме того, гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в любое мгновение. Если даже гневливый прав, его слова, наполненные злобой, как неким ядом, другой человек не воспримет; он постарается защититься от них, как черепаха, которая втягивает голову в панцирь. Как мы уже говорили, не только внутреннее состояние, но и внешний вид гневающегося становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул на зеркало, он не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы, как клыки, глаза мечут искры, а лицо покраснело будто залито багровой краской.

Средства борьбы со страстью гнева. Первым средством борьбы со страстью гнева является просьба о прощении у тех, кого обидел; это обязательно должно быть. Вторым средством борьбы с указанной страстью, это в самом начале появления гнева, является молчание уст. Так, если мы не поддерживаем этот гнев, если стараемся тушить этот огонь, то он тушится. Люди тоже перестают на нас реагировать с раздражением и гневом. Нам всё время кажется, что это именно они виноваты, и нам обязательно надо ответить, постоять за себя, иначе они не поймут. Потом на исповедь приходят и говорят, что их не поймут иначе. Таковым мы всё равно рекомендуем помолчать и посмотреть по результату. Даже если им кажется, что они что-то потеряют, ничего страшного,за мир душевный, который появится, Господь наградит их гораздо больше. Третьим средством борьбы с гневом, как ни странно, является умеренное употребление пищи. Если мы посмотрим даже просто на физиологию человека, то увидим, что когда человек, объевшийся мяса, поначалу действительно сытый и довольный, но потом с течением времени именно из-за голода, который появляется, в человеке происходит гнев. Если же пищу вкушать равномерно и умеренно, то тогда бесы на этом сыграть не смогут. Четвёртым средством борьбы с изучаемым греховным навыком является плач. Здесь уместно будет привести слова из «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника: «Слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева» (Слово 8). Что значит «истинный плач»? Это не плач обиженного человека, которого оскорбили, и он обиделся; это плач не по Богу. Плач по Богу это плач о том, насколько оскорбивший другого человек низок перед Богом, насколько он далёк от Бога. Здесь человек плачет, простив другого и жалея его. Тут именно жалость, милосердие играет роль. Такой плач действительно может угасить гнев, появляющийся в человеке. Пятое средство это молитва. Молитва может быть разная, в том числе такая, какую Сам Господь оставил нам; речь идёт о молитве об обидевших нас людей. Есть такая молитва: «Спаси, Господи, раба Твоего (имя) и святыми его молитвами помилуй мя, грешного, и умири сердце мое», то есть спаси его, если он действительно обо мне молится. Есть другая молитва: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». Так, если бы люди действительно соображали, что они делают, куда они такими поступками свою душу ведут, куда они приводят её, то они,конечно, не делали бы так, поэтому они действительно не ведают, что творят. Ещё есть такое выражение: «Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя Господь». На самом деле не всегда это так, бывает так, как Сам Господь говорит: «Блаженни есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще, Мене ради» (Матфея 5:11), то есть блаженны вы, когда гневаются на вас напрасно, когда изгонят вас и всякое злое слово скажут на вас, лжуще при этом, то есть говоря неправду, то есть когда клевету будут распространять на вас; вот тогда действительно вы блаженны. Иначе, если человек будет говорить: «Ой, как хорошо, что на меня гневаются!» - это получится никому не нужное самоуничижение. Тогда у человека действительно падает самооценка, и человек полностью становится безвольным. Из-за этого у него развивается одна из следующих страстей, о которых мы будем говорить, это уныние. Если человек всё, что о нём говорят, принимает за чистую монету, то он потом просто махает рукой и говорит: «Всё, я пропащий! Что мне остаётся? Только умирать! Нет у меня ничего хорошего в этой жизни!» Отсюда и берутся самоубийства и так далее, то есть это очень опасно. Поэтому мы должны всегда с рассуждением относиться к тому, что о нас говорят. Если обо мне говорят, и я думаю, что в этом что-то есть, я всё это воспринимаю, а если то, что говорят обо мне, это неправда, тогда зачем мне всё это воспринимать?