47,2K подписчиков

Сага про авиационные ангары. Почему в холодной стране самолёты ночуют на улице?

1,6K прочитали

Возможно, многие читатели будут удивлены, но авиационные ангары появились даже раньше самолётов. Уже в конце 19-го века в ряде стран были построены грандиозные защитные сооружения, в которых от непогоды и недружелюбных глаз укрывались... дирижабли.

С развитием авиатехники про дирижабли стали забывать, а вот привычка работать в хороших условиях у авиаторов никуда не делась. И в США, и в Европе, и даже в Российской Империи авиационные ангары были must have. Отчасти это объяснялось тем, что первыми авиаторами часто были аристократы, которые жизни в поле предпочитали хоть какие-то цивильные условия.

Кроме того, линия фронта Первой мировой войны была максимально статична, и аэродромы могли располагаться на одном участке месяцами, а иногда и годами.

Предки понимали толк в комфорте
Предки понимали толк в комфорте

А вот Вторая мировая стала тем временем, когда полевые аэродромы меняли дислокацию не хуже кочевников, и особенно это было характерно для Восточного фронта.

Неудивительно, что во времена, когда реактивная авиация поставила крест на полевых аэродромах, привычки у каждой страны остались всё теми же. Важно заметить, что скрывать самолёты от спутников-шпионов в те времена ещё никто не думал. Постройка защитных сооружений в США и Европе была обусловлена желанием защитить капризные машины от погодных условий, а работу персонала сделать легче.

Логично, ведь обслуживание самолёта под палящим солнцем летом и в лютый мороз отрицательно сказываются на боеспособности дорогой авиационной системы.

Разумеется, совсем без ангаров у нас не обошлось. В СССР относительно массово строились тяжёлые железобетонные укрытия, но подобные условия были и остаются роскошью для любого аэродрома.

При этом прогресс не стоял на месте. Уже в 1980-е годы прогресс вывел спутники ДЗЗ на новый уровень, и получать фотографии требуемого района можно было уже несколько раз в сутки, и быстровозводимые ангары приобрели ещё и статус укрытия от вражеских наблюдателей.

Мы в Telegram

К сожалению, СССР развалился, так и не дав достойного ответа на данный вызов, а современная авиация продолжала ютиться под открытым небом. При том, что стоимость возведения быстровозводимой ангарной конструкции составляет менее десятой процента от стоимости современного самолёта, подобный подход вызывает ряд вопросов и приводит к нелепым казусам.

При этом в странах, над военной мощью которых ещё недавно было принято смеяться, а в частности в Иране и КНДР, ангары для авиатехники строят массово, а в КНДР к этому добавляется ещё и сеть тоннелей, через которые техника скрытно меняет позицию под землёй.

И вроде бы всё перечисленное просто: хотите защитить технику — стройте ангары, но как тяжело порой идёт реализация самых простых вещей.