Найти тему
Мои правила жизни

Стоит ли делегировать государству образование наших детей

Почему Илон Маск решил проложить своим детям «путь к звездам», минуя дорогую частную школу с традиционным подходом к обучению, — разбираемся в этой статье.

Илон Маск: «Я не считаю университетское образование свидетельством наличия выдающися способностей».
Илон Маск: «Я не считаю университетское образование свидетельством наличия выдающися способностей».

Академическое образование против самообразования

Традиционное академическое образование по-прежнему на высоком счету у большинства людей по всему миру. Вера в него, казалось бы, должна была пошатнуться с тем невероятным количеством выстреливших проектов, чьи CEO избрали путь предпринимательства до того, как успели получить диплом своего университета. Самые яркие примеры — Билл Гейтс, Стив Джобс, Ричард Брэнсон, Марк Цукерберг, Олег Тинькофф.

Благодаря развитию технологий такое явление, как самообразование, вступило в прямую конкуренцию с академическим. Именно на него и сделали ставку те предприниматели, которые были настолько одержимы своими бизнес идеями, что предпочли встать со студенческой скамьи, выйти вон из лекционного зала и отправиться прямиком на поле сражений. Именно такая метафора мне видится наиболее правдивой, когда я представляю себе рынок бизнеса, основных его игроков и их взаимодействие, регулируемое конкуренцией.

В этой статье я наведу фокус на школу, как один из основных этапов жизненного пути современного человека.

Что же не так на 13-летнем отрезке траектории «детский сад школа институт работа»?

Ральф Эмерсон: «Никто еще не достиг величия, следуя школьным правилам».
Ральф Эмерсон: «Никто еще не достиг величия, следуя школьным правилам».

Школа убивает креативность и навязывает рабское мышление.

В 1979 году рок-группа Pink Floyd выпустила песню “Another Brick in the Wall” («Еще один кирпич в стене»), вторая часть которой красноречиво раскрывает проблемы школьного образования.

Предприниматель и автор книги «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки ни раз высказывался о том, что школа — эта ферма по выращиванию исполнителей. «Делай то, что тебе говорят!» — фраза, которую школьники слышат чуть ли не каждый день на протяжении долгих десяти лет.

Не менее убедительны аргументы сэра Кена Робинсона, всемирно известного деятеля в сфере образования, который в своих выступлениях отмечал, что школа сфокусирована на познании внешнего мира через овладение точными науками, в то время как познание внутреннего мира человека с помощью творчества сводится в лучшем случае к пресным урокам рисования, которые никто особо всерьез не воспринимает. Так чувственная сторона человека остается без внимания. За долгих 10 лет ребенок не овладевает ни одной техникой познания себя самого, зато учится мастерски объяснять явления, которые происходят во внешнем мире.

Какие же качества определяют успешного человека и развивает ли школа эти качества в нас?

Самое главное — это умение быть лидером и вести за собой людей. На второе место я бы поставила ментальность, которая сильно отличается от ментальности среднестатистического, зачастую работающего в найме, человека. И как раз от ментальности мы имеем кучу производных навыков, которые в итоге и создают портрет успешного человека, а именно:

— умение бояться, но действовать вопреки страхам, не имея при этом никаких гарантий, что взятый на себя риск приведет у успеху;

— умение воспринимать провал как опыт, а не посыл, что «ни на что ведь я не годен» и многие, многие другие, в первую очередь, мягкие навыки.

Дает ли все это школа с ее стандартизированным подходом к образованию, не учитывающая индивидуальность отдельно взятого маленького человека? Уверена, подавляющее большинство, не думая и секунды, ответят: «Нет, не дает».

Очевидно, что выращивать исключительно лидеров невыгодно ни одному государству. Людей в мире стало слишком много, болезнь потребительства заразила практически каждого на Земле. Нужны исполнители и потребители, и школа с этой задачей прекрасно справляется.

Возвращаясь к теме самообразования, стоит отметить, что все больше и больше родителей понимают (и тут, безусловно, речь о родителях, которые живут к крупных городах), что отличные оценки в школе не равны будущему успеху, что нужны как раз навыки, подсмотренные у успешных людей и описанные в огромнейшем количестве книг по саморазвитию.

Недавний опрос, который я провела среди своего окружения родителей детей школьников, подтверждает тенденцию выбора самостоятельного пути развития. Из 100% (71 семья) опрошенных родителей свыше 14% (10 семей) обучают детей вне рамок традиционной школы.

-3

«К звездам» методом Илона Маска

Примечательно, что для того, чтоб работать в компании Tesla не требуется высшее образование (об том открыто говорит Илон Маск), подтверждённое дипломом, нужно однако доказать, что ты обладаешь навыками, которые помогают достигать выдающихся результатов.

Для своих собственных детей Илон Маск основал школу, дав ей название Ad Astra, что в переводе с латинского означает «к звездам» и отражает сущность Илона Маска как визионера и основателя всемирно-известной компании SpaceX.

В этой школе детей не делят по классам: разновозрастные дети учатся вместе и программа подстраивается под ребенка, наделяя его свободой выбора дисциплин. В этой школе учат, как решать проблемы, беря саму проблему за отправную точку и уже в процессе её решения подбирают необходимые инструменты, призванные эту проблему решить. Согласитесь, гораздо легче разобрать сломанный двигатель и понять назначение отверток, разводных ключей и прочих инструментов, нежели изучить сначала инструменты, а уже потом начать разбирать двигатель.

Есть ли идеальная школа? Нет, конечно.

И придти к однозначному мнению — в госшколу или все-таки без нее, своими усилиями — действительно сложно. Однако хорошей лакмусовой бумажкой будет искренний ответ вашего ребенка на простой вопрос: «Дорогой, тебе нравится ходить в школу?». Многократный ответ «нет», подкрепленный аргументами, станет серьезным поводом задуматься об альтернативах.