Найти тему
Финансовый гений

Мантуров оценил дефицит кадров в ОПК в 160 тыс. человек. Очередь за дверью теперь стоит не у работодателя, а у работника

Кадровый голод на конкретном ярком примере. Выступая на ПМЭФ, первый вице-премьер Денис Мантуров оценил дефицит кадров в оборонной промышленности в 160 тысяч человек.

-2

Для сравнения, в июле прошлого года дефицит кадров в этой отрасли был в 10 раз меньше и составлял 16 тысяч человек.

-3

Чтобы оценить масштаб проблемы, можно сравнить эти 160 тысяч недостающих специалистов, например, с численностью сотрудников крупнейшей госкорпорации в этой сфере, обеспечивающей примерно 80% производства всего оборонно-промышленного комплекса - Ростех. Численность сотрудников Ростеха, по словам гендиректора Сергея Чемезова, сейчас выросла до 660 тысяч.

-4

Но не весь Ростех работает на ОПК, где-то 45% мощностей, опять же, по словам главы компании, задействованы в производстве гражданской продукции.

-5

Если пропорционально применить это к количеству сотрудников, то получится, что на ОПК трудятся 55% штата Ростеха или примерно 360 тыс. человек.

Отсюда выходит, что дефицит сотрудников в ОПК составляет более 35%! Это просто очень много. Понятно, что цифры очень приблизительные, исходя из имеющихся озвученных данных. Но в количестве людей, как минимум, они озвучены точно первым вице-премьером.

И это при том, что ОПК сегодня - одна из самых конкурентноспобных отраслей как работодатель. Она довольно успешно переманивает сотрудников из других сфер высокими зарплатами (по словам того же Мантурова, только за последние 1,5 года туда привлекли 520 тыс сотрудников, но часть из них ушла обратно, например, кто-то не выдерживал столь сильной нагрузки). Наконец, сотрудникам таких предприятий предоставляется бронь от мо*илизации, что для многих имеет важное значение.

Но и это еще не предел. По словам Мантурова, к 2026 году с сохранением тенденции притока/оттока кадров дефицит сотрудников вырастет до 240 тыс человек, то есть, еще на 50%! Правда в данном случае, судя по риторике СМИ, он имел в виду сотрудников всех предприятий обрабатывающих промышленности, а не только военных.

Если так складывается ситуация в сфере одного из самых привлекательных работодателей, то можно представить, какова ситуация в других сферах, наоборот, с низкими зарплатами. Допустим, в сельском хозяйстве.

Можно и не представлять, а тоже посмотреть официально озвученные данные - вот, пожалуйста, 200 тыс сотрудников к концу 2023 года, то есть, как я и ожидал - еще больше.

-6

Вот поэтому и пенсии работающим уже собрались индексировать, и зарплаты пока продолжают рекордно расти, и прочие привилегии сотрудникам готовы предоставлять, которых годами до этого не было.

Теперь очередь за дверью стоит не у работодателя, а у работника.

Однако недостающие кадры не могут появиться из ниоткуда. По словам Мантурова, в обрабатывающей промышленности примерно одна треть непокрытых вакансий - инженеры, конструкторы, и две трети - рабочие специалисты этих профессий. Чтобы закрыть дефицит, этих сотрудников надо сначала несколько лет обучать, готовить. А для этого, соответственно, нужно увеличивать штат преподавателей таких специальностей. В общем, просто и завтра эту проблему никак не решить.

Дефицит кадров, кадровый голод в России

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.