Восток: история, духовность, искусство

Страны Востока всегда привлекали к себе внимание людей Запада своими культурными особенностями и способами познания мира, религиозными и духовными ценностями.

Страны Востока всегда привлекали к себе внимание людей Запада своими культурными особенностями и способами познания мира, религиозными и духовными ценностями. Эти ценности проникают во все сферы жизни – от науки и образования до искусства и кулинарии. Буддизм, даосизм, конфуцианство и другие философские учения дают свои ответы на вопрос о предназначении человека. А такие аспекты культуры Востока, как чайные церемонии, каратэ, йога, каллиграфия, пользуются популярностью во всем мире.

Каждая страна Востока обладает своими уникальными природными и архитектурными достопримечательностями, которые не перестают удивлять и вдохновлять путешественников. Мегаполисы с высокими небоскребами и современной инфраструктурой соседствуют здесь с традиционными культовыми местами, где время словно остановилось.

Что общего между Нидерландами XVII века и Китаем, между Вермеером и китайским художником Дун Цичаном? Как две богатейшие еврейские семьи управляли экономикой Шанхая? Как достичь такого же уровня гармонии с природой, как в Японии? Ответы на эти вопросы вы найдете в книгах, которые мы предлагаем вашему вниманию.

Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. 1662-1663
Ян Вермеер. Женщина, держащая весы. 1662-1663

Когда мы говорим о культуре Востока, то в первую очередь обращаемся к Китаю, ведь китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. И книга «Шляпа Вермеера» – своеобразный ключ к ее пониманию.

Автор книги Тимоти Брук – один из самых авторитетных историков-китаистов, профессор Стэнфорда, Оксфорда и Университета Британской Колумбии в Ванкувере. Он исследует корни глобализации и мировой торговли, центром которой в XVII веке была Голландия, через картины крупнейшего мастера золотого века голландской живописи Яна Вермеера. Рассказчик ставит вопросы, обращая внимание на любопытные предметы на холстах Вермеера, которые неожиданно отправляют его в Шанхай, и рассказ о них приводит читателя к пониманию загадочного мира Востока.

«Взрывной рост рынка, открывшегося для восточных мануфактур, вскоре начал сказываться на характере их производства. Китайские гончары всегда осознавали важность придания своим изделиям формы в соответствии со вкусами иностранных покупателей. Они придавали вазе форму тыквы, чтобы она выглядела как турецкая фляга, или делали разделители на тарелках, как того требуют японские привычки в еде. По мере роста европейского спроса китайские торговцы фарфором в портах Юго-Восточной Азии узнавали, что нравится европейцам, затем передавали эти знания своим поставщикам на материке, чтобы те соответствующим образом изменили вид выпускаемой продукции. Скажем, когда в 1620-х годах в Северной Европе возник ажиотажный спрос на турецкие тюльпаны, гончары Цзиндэчжэня стали расписывать ими свою посуду. Никогда не видевшие настоящего тюльпана, художники по фарфору создавали цветы, в которых почти невозможно узнать тюльпаны, но это не имело значения. Главное, что они молниеносно реагировали на запросы рынка».

Неожиданные параллели, которые проводит Тимоти Брук между материальными культурами Запада и Востока, удивляют и вызывают у читателя неподдельный интерес.

Торговая улица Шанхая, 1906
Торговая улица Шанхая, 1906

Книга «Последние короли Шанхая» – это история жизни еврейских династий-конкурентов, которые участвовали в строительстве современного Китая. Ее автор – журналист и лауреат Пулитцеровской премии Джонатан Кауфман – приглашает читателя в путешествие по золотой эпохе Шанхая.

Те представители семей Сассун и Кадури, известных в сфере бизнеса с XVIII века, которые переехали в Китай в середине XIX века, создали там свои успешные торговые компании и богатели, набирая силу и влияние, в течение следующих 175 лет. Они участвовали в опиумной торговле, видели падение императора, эпоху джаза и японскую оккупацию, но не пережили приход к власти Мао Цзэдуна. Династии Сассун и Кадури спровоцировали экономический бум и открыли Китай миру, а их деньги превратили Шанхай в космополитический мегаполис.

«Для всех китайцев британцы ввели социальные ограничения. Китайцам не позволялось посещать британские клубы, гулять в некоторых парках. Но они могли беспрепятственно ходить и ездить по Международному поселению, делать покупки в магазинах, работать в конторах и на фабриках. Китайцы, которые хотели изменить свою жизнь к лучшему, стали стекаться в Шанхай — работать на иностранных предприятиях, выстроенных вдоль Банда. Эти новобранцы походили на иммигрантов в собственной стране — трудолюбивые, предприимчивые, они жили в трущобах и искали работу у богатых иностранцев или в новых китайских компаниях, рожденных кипучей энергией города. Все дышало новизной».

Книга Джонатана Кауфмана – это одновременно и частная история двух семей, и рассказ о зарождении современного финансового центра Китая.

Япония, гора Фудзияма
Япония, гора Фудзияма

«Приближение к Фудзияме» – увлекательный рассказ о Японии, ее людях и о своеобразном понимании ими жизни и природы вещей.

Книга известного востоковеда и искусствоведа Евгения Штейнера поведает невероятно интересные истории из личного опыта автора, основанные на его тридцатилетнем знакомстве со Страной восходящего солнца. «Приближение к Фудзияме» – обязательный спутник путешественника, отправляющегося в культурно-религиозное паломничество по Японии. Ведь во второй части книги собрана ценная информация о городах и храмах страны.

Жизнь густонаселенных городов с их крошечными домами, передвижными шашлычными-якиториями, русские и русское в Японии, синтоистские храмы и вечная гармония с природой – об этом и многом другом пишет автор, превращая Японию из далекой страны в близкую и понятную тем, кто хочет ее узнать.

«В каком-то смысле постижение Японии — это приближение к Фудзи. “Приближение”, потому что дело не в том, чтобы бодро-спортивно забраться на вершину, сфотографироваться и быстренько спуститься. К Фудзи, понимаемой как средоточие многочисленных японских традиций — мифологических, исторических, литературных, художественных, этнопсихологических, – можно только приближаться. По крайней мере, так я это решил для себя».
Большая история искусства в 16 томах
Большая история искусства в 16 томах

Познать все грани искусства Японии и Китая поможет библиотека «Большая история искусства». В собрании из 16-ти томов выделены отдельные книги про культуру, архитектуру, развитие искусства этих стран. Благодаря увлекательным текстам и огромному количеству иллюстраций читатель совершает захватывающее путешествие по историческим эпохам Китая и Японии.

Четырнадцатый том библиотеки «Большая история искусства» посвящен Стране восходящего солнца. В превосходных иллюстрациях и авторском тексте в книге оживают живопись и каллиграфия, декоративное искусство и архитектура Японии. Рассказ о буддийских храмах и чайной церемонии, масках театра Но и особенностях японского жилища, миниатюрных садах и кимоно поможет познакомиться с культурой этой древней страны, которая сегодня вызывает огромный интерес во всем мире.

Из пятнадцатого тома собрания читатель узнает об истории Китая и его правителях, о важнейших религиозно-философских учениях — конфуцианстве, даосизме, буддизме, — оказавших значительное влияние на всю культуру страны. В книге представлены интересные сведения о монументальных архитектурных комплексах, скальных монастырях, настенных храмовых росписях, знаменитой терракотовой армии. А также о производстве фарфора, шелка и росписи изделий из них, искусстве каллиграфии, появлении станковой живописи, пейзаже как отражении части бескрайнего мира.

Библиотека русских путешествий
Библиотека русских путешествий

Отправиться в историческую экспедицию на загадочный Восток поможет «Библиотека русских путешествий» в двадцати томах. Например, в одиннадцатом томе читатель отправится по следам Николая Михайловича Пржевальского — великого путешественника и ученого-географа, впервые сумевший дать описание неизведанных земель Центральной Азии. Пржевальский — отважный человек, искатель приключений, способный описать свои странствия правдиво и в увлекательной форме. Жизнь путешественника многократно подвергалась опасности, причем влияние на нее природных условий территорий, где пролегали маршруты экспедиций, было не менее серьезным, чем стычки с местным населением. Николай Михайлович был еще и талантливым писателем. Книги Пржевальского считаются образцами научно-популярной литературы мирового уровня. Недаром все они были переведены на основные европейские языки, а их издание в свое время стало событием.

«Описание путешествия в Западный Китай» является отчетным трудом Григория Ефимовича Грум-Гржимайло и составляет пятнадцатый том собрания. Автор изложил результаты своего большого путешествия в Центральную Азию, предпринятого им в 1889–1890 гг. по поручению Русского географического общества.

Книги из нашей подборки подарят вам возможность погрузиться в мир загадочной и притягательной восточной культуры, узнать больше об истории региона и традициях его жителей.