Необычный российский поезд ДТ1

Примерно половина российской железнодорожной сети электрифицирована. В связи с этим на многих маршрутах пригородных поездов возникают определенные проблемы. Иногда пассажирские поезда заканчивают свой путь не в конечном пункте, а там, где заканчивается контактная сеть. В других случаях поезда вынуждены использовать дизельный или тепловозный привод, что приводит к загрязнению окружающей среды. Изредка электрички цепляют к себе тепловозы.

Решая эти проблемы, специалисты Торжокского вагоностроительного завода и ЦНИИ "ТрансЭлектроПрибор" разработали новый состав, который может работать как обычный электропоезд там, где есть контактная сеть, и переходить на автономный режим движения после ее окончания.

ДТ1-001 (опытный образец серии). Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Westpress Kaliningrad archive, image # / CC-BY-SA 4.0, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=61271675
ДТ1-001 (опытный образец серии). Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Westpress Kaliningrad archive, image # / CC-BY-SA 4.0, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=61271675

Это невероятно инновационная концепция, впервые предложенная для железных дорог колеи 1520 мм (бывший СССР, Финляндия и Монголия). Торжокский электропоезд ДТ1 стал первым дизель-электрическим поездом, разработанным в России. Его внешний облик был выполнен в едином стилистическом решении, характерном для пригородных пассажирских составов РЖД. Этот поезд получил неофициальное прозвище "Дятел". Опытный образец ДТ1 был выпущен на Торжокском вагоностроительном заводе в 2005 году. Серийное производство началось только с 2009 года. За период с 2005 по 2013 годы было изготовлено всего 13 составов таких дизель-электрических поездов.

В декабре 2008 года после завершения испытаний первый электропоезд с номером 001 был доставлен в депо Санкт-Петербург - Балтийский. Этому поезду также было дано неофициальное название "Плесковъ". Непосредственная эксплуатация поездов ДТ1 началась в 2009 году, 31 мая, на участке Санкт-Петербург - Псков. Первые 3 дизель-электропоезда использовались на трех маршрутах: Санкт-Петербург - Кингисепп, Псков и Гдов.

ДТ1-006 в корпоративной окраске ОАО «РЖД». Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Neu-Zwei. https://img-fotki.yandex.ru/get/9740/43107019.16/0_8e590_799d81b5_orig.jpg, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43308380
ДТ1-006 в корпоративной окраске ОАО «РЖД». Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Neu-Zwei. https://img-fotki.yandex.ru/get/9740/43107019.16/0_8e590_799d81b5_orig.jpg, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43308380

Несмотря на тщательную разработку и успешные испытания ДТ1, в первую зиму 2009 года многие составы поездов выходили из строя. Наблюдались отказы электронного и электрического оборудования, в том числе вспомогательных и тяговых генераторов. Неоднократно поезда приходилось либо отправлять на тепловозной тяге, либо заменять составами с вагонами на локомотивной тяге. Кроме того, при низких температурах замерзали санузлы.

К 2013 году в эксплуатацию были введены все 13 дизель-электрических поездов, которые стали использоваться на трех российских железных дорогах: Октябрьской, Свердловской и Крымской (в 2020 году с апреля по июль). По состоянию на январь 2021 года к Октябрьской РЖД было приписано 11 составов, а к Свердловской - 1.

ДТ1-005. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Neu-Zwei. https://img-fotki.yandex.ru/get/9497/43107019.16/0_8e59d_f0147de1_orig.jpg, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43308382
ДТ1-005. Источник фото: ru.wikipedia.org Авторство: Neu-Zwei. https://img-fotki.yandex.ru/get/9497/43107019.16/0_8e59d_f0147de1_orig.jpg, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43308382

К 2013 году выпуск серии был завершен. К сожалению, производство этих поездов оказалось крайне ограниченным. Кроме того, Торжокский вагоностроительный завод прекратил производство пассажирских поездов, попав в сложное финансовое положение и в итоге обанкротившись, потеряв ОАО "РЖД" в качестве основного заказчика.

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!

Smart SimulationКанал компании Smart Simulation - разрабатываем учебные тренажеры для машинистов поездов. Рассказываем о железнодорожном транспорте, мире IT и симуляторах.
1,2K подписчиков