Трудности в Школе. Школьная «неуспешность» или «неуспеваемость»?

Трудности в Школе Школьные годы — это сложный период для детей: постоянно меняющаяся среда, различные учителя, высокий уровень нагрузки и стрессы.

Трудности в Школе

Школьные годы — это сложный период для детей: постоянно меняющаяся среда, различные учителя, высокий уровень нагрузки и стрессы. Особенно сложно детям адаптироваться в такие моменты, как первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст, когда их распорядок дня и учебные задачи резко меняются. Это часто приводит к возникновению проблемы, известной как школьная «неуспешность».

Различие между «неуспешностью» и «неуспеваемостью»

Хотя термины «неуспешность» и «неуспеваемость» кажутся похожими, они имеют разные значения и причины. «Неуспеваемость» — это неспособность ребенка соответствовать учебным требованиям, тогда как «неуспешность» включает более широкий спектр факторов, влияющих на школьные достижения и эмоциональное состояние ребенка.

Почему возникают трудности?

Причины школьных трудностей сложны и разнообразны. Они включают физиологические, педагогические, психологические и медицинские факторы, которые тесно связаны между собой. Дети, сталкивающиеся с проблемами в учебе, могут иметь нарушения в работе мозга, влияющие на обработку информации, восприятие и координацию движений.

Признаки школьных трудностей

Симптомы школьной неуспешности могут проявляться следующим образом:

  • Требования школы не соответствуют развитию мозга ребенка.
  • Трудности с восприятием информации о теле.
  • Замедленная или неправильная обработка звуков и зрительных образов.
  • Проблемы с кровоснабжением мозга.
  • Замедленная или некорректная обработка мозгом того, что видят глаза;
  • Плохие оценки и низкий уровень знаний, школьная неуспеваемость
  • Высокий уровень тревожности (страх перед школой, контрольными).
  • Низкая мотивация («не могу», «не хочу учиться»).
  • Проблемы с вниманием и концентрацией.
  • повышенный уровень тревожности («я не смогу», «не хочу в школу», «боюсь контрольной» и т.д.);
  • Отсутствие мотивации («я не справлюсь», «не смогу написать диктант», «у меня не получится», «не хочу учиться»);
  • Необходимость совершать лишние движения для активации.
  • Замедленное поведение, как будто «внутренний компьютер подвисает».
  • Нарушения внимания и концентрации (ребенок не понимает простой учебный материал, не может сосредоточиться, неусидчивый, рассеянный, отвлекается постоянно);
  • Нарушения слуховой и зрительной памяти (плохо запоминает информацию, ничего не помнит, «нужно по сто повторять»)
  • Трудности и нарушение восприятия и ориентацией в пространстве.
  • Неуклюжесть и неповоротливость.
  • Проблемы с пространственным восприятием (путает лево и право, плохо ориентируется в тетради, проблемы с почерком);
  • Низкая самооценка и неуверенность.
  • несамостоятельный (неуверенность в принятии решения, ожидание помощи от взрослого) и т.д.
  • Быстрая утомляемость и эмоциональная неустойчивость (тревожность, плаксивость, частые истерики, агрессивность по отношению к близким взрослым, замкнутость).
  • Низкая нейродинамика
  • Психосоматические проявления (стресс, тики, энурез, речевые запинки).
  • трудности с обработкой мозгом информации о теле

К определенному моменту школьная неуспешность у ребенка может перейти в целый «букет» психологических проблем.

Неврологические причины

У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен;

Сложность решения рассматриваемой проблемы обусловлена целой совокупностью физиологических, педагогических, психологических и медицинских факторов, имеющих между собой неразрывные связи. У многих детей, имеющих учебные затруднения, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).

Учебные трудности часто вызваны неврологическими проблемами, которые заставляют мозг работать в режиме перегрузки. Это объясняет, почему дети могут быть утомлены или, наоборот, чрезмерно активны. Нарушения в управлении движениями глаз и зрительной информацией затрудняют процесс обучения, чтения и письма.

Блоки мозга и их влияние

Представим, что мозг разделен на блоки:

  • Первый блок отвечает за активность мозга. Если он недостаточно развит, ребенок быстро устает и перестает воспринимать информацию на уроках.
  • Второй блок связан с памятью и пространственной ориентацией. Нарушения в этом блоке приводят к зеркальному написанию букв и путанице.
  • Третий блок управляет всей психической деятельностью. Нарушения здесь затрудняют соблюдение правил и самоконтроль.

Можно ли помочь?

Да, школьнику можно помочь! Для выявления глубинных причин его трудностей необходима нейропсихологическая диагностика. Она позволяет определить:

  • Проблемы с вестибулярной системой и контролем движений.
  • Трудности с обработкой зрительной и звуковой информации.

Цель нейропсихологической диагностики и нейрокоррекции- помочь ребенку научиться самостоятельно справляться с учебой и контролировать свое поведение.