21 мая 1990 года со взлетной полосы ЛИИ им. Громова совершает взлет самолет Су-27 под управлением летчика-испытателя Магомеда Толбоева*.
Задача стоит следующая - выполнить разгон до предельной скорости на высоте всего 200 метров. И задача вполне успешно выполнялась вплоть до достижения скорости 1270 км/ч, пока не произошел страшной силы удар.
Что это? Взрыв двигателя?
Однако, никаких аварийных сигналов на приборной панели не появилось. Летчик, можно сказать, инстинктивно потянул рычаг управления "на себя" и ввел самолет в набор высоты, чтобы погасить скорость. За счет того, что в момент начала этого маневра истребитель летел очень быстро - порядка 350 метров в секунду, набор высоты остановился на отметке около 6000 метров.
Самолет сохранил управляемость, слушался органов управления, все еще не было никаких предупреждающих сигналов, поэтому было принято решение выполнять посадку.
После успешного приземления стало ясно, что это был за удар. У самолета разрушилось вертикальное оперение!
При таких серьезных повреждениях самолет остался устойчив и управляем. Просто представьте себе.
Кстати, это не последний случай разрушения вертикального оперения самолета семейства Су-27. В декабре 2017 произошел практически полностью аналогичный случай с самолетом Су-27СМ3, часть киля оторвало также при выполнении разгона до предельных скоростей. Самолет под управлением опытного летчика-испытателя Сергея Китаева** совершил успешную посадку.
Однако, наиболее знаменитый случай разрушения хвостового оперения в процессе выполнения испытательного полета произошел с самолетом МиГ-АТ под управлением Романа Таскаева***. Тогда, в отличие от предыдущих случаев, управление таки частично, но отказало. И повреждения хвостового оперения оказались куда более серьезными.
К сожалению, фото разрушенного хвоста нету, поэтому вот самолет МиГ-АТ:
Несмотря на это, Таскаев смог посадить самолет, управляя двигателями!!!
Тогда и родилась знаменитая фраза, которую Таскаев произнес после касания ВПП:
"Ох, них..я себе, умостился всё-таки!"
Видеозапись этого полета с радиообменом можно и нужно посмотреть тут.
Вот такой короткий очерк о работе летчиков-испытателей.
* Магомед Омарович Толбоев - Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (1996), Герой Российской Федерации (1992).
** Сергей Алексеевич Китаев - Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (2022).
*** Роман Петрович Таскаев - Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (1998), Герой Российской Федерации (1992).