Найти тему

Женские профессии на железных дорогах

Железные дороги с первых дней своего существования были исключительно мужской сферой деятельности. Но многие женщины всё же внесли свой значимый вклад в развитие этой сферы. И сегодня количество профессий на железной дороге, которые доступны женщинам, постоянно растёт.

Как развивались женские профессии на железной дороге и с чего всё начиналось? Какие имена вошли в историю и может ли женщина стать машинистом локомотива? Об этом поговорим в нашем сегодняшнем материале.

Первая женская профессия на железной дороге

В начале неофициально, а затем и официально женщины активно участвовали в функционировании железнодорожной отрасли, работая бок о бок с мужчинами. Однако профессиональный путь женщин на железных дорогах был непростым, поначалу их не допускали к локомотивам и путям. Была лишь одна должность, на которую женщины могли претендовать почти с самого начала функционирования железных дорог, — «переездная сторожиха».

Но везде есть свои исключения! Например, в 1863 году произошло знаковое событие — впервые в истории женщина официально получила работу на железной дороге. Это была Кнушевицкая Ольга Степановна, дочь начальника станции. Она получила должность билетного кассира на Московско-Нижегородской железной дороге. Решение о назначении было принято самим Министерством путей сообщения. Интересно, что в условиях работы Ольги был прописан запрет на замужество.

Рост числа трудящихся женщин на железных дорогах

В феврале 1875 года Департаментом железных дорог было принято решение, позволяющее женщинам работать на железных дорогах на позиции телеграфисток. Однако число трудящихся женщин регулировалось законом, а на работу принимались только незамужние и вдовы.

С 1890 года женщины уже могли реализовать себя на железных дорогах в значительно большей степени — перечень разрешенных должностей был расширен. Можно было встретить уже не только женщин-телеграфисток, теперь они могли выполнять работу билетных кассиров, конторщиков, переписчиков, счетоводов, чертежников, врачей и фельдшеров.

Вопрос о роли женского труда на железной дороге был обсужден осенью 1912 года на собрании Управления Южных железных дорог. И уже в 1914 году произошел исторический момент — первые женщины-инженеры выпустились из Женского политехнического института.

Интересный факт!

Первой женщиной, работавшей на должности старшего счетовода, была Софья Евгеньевна Гущо. Её трудовая деятельность на данной должности началась ещё до вступления в силу официального решения от Управления Южных железных дорог о допуске женщин к этой работе. Годовая зарплата Софьи составляла 1200 рублей, что соответствовало оплате труда ее коллег-мужчин. Она была опытным и добросовестным специалистом — в 1912 году Софья Гущо была награждена золотой медалью на Аннинской ленте «За усердие».

Одной из первых женщин, трудящихся на Южных железных дорогах, также была Ольга Александровна Матусевич. Она работала старшей телеграфисткой. В 1912 году она отмечала 35-летний юбилей своей службы.

В 1916 году список профессий, доступных женщинам на железных дорогах, дополнился осмотрщиками вагонов, кладовщиками и стрелочниками на станциях с низкой загруженностью.

С начала 1930-х годов женские специальности достигли своего расцвета. Женщины стали осваивать даже такие сугубо мужские специальности, как машинист паровоза.

Интересный факт!

Зинаида Петровна Троицкая вошла в историю как первая женщина-машинист. В 1930 году она завершила обучение в железнодорожном ФЗУ, после чего начала работать слесарем, несмотря на то, что данная профессия традиционно считалась мужской. Однако её мечтой было управление паровозом. Зинаида смогла поступить на курсы помощников машиниста. Пройдя сложный путь, она устроилась на маневровый паровоз. Благодаря своему трудолюбию и упорству она заслужила уважение пожилого машиниста, который начал тайно обучать её азам управления локомотивом. Три раза ей отказывали в праве сдать экзамен на получение лицензии машиниста, но в конце концов разрешение было получено. Её первым назначением стал такой же маневровый паровоз.

-2

Женщина-машинист

Большим прорывом в трудовой деятельности женщин на железных дорогах стала официальная возможность управлять локомотивом.

С января 2021 года женщинам было разрешено работать машинистами и помощниками машинистов электричек, скоростных и высокоскоростных электропоездов. Эти специальности больше не входят в список профессий с вредными или опасными условиями труда, где ранее действовали ограничения на женский труд.

-3

Сегодня женский труд на железной дороге очень разнообразен и ценен. Для ОАО «РЖД» важно, чтобы женщины могли реализовать свои возможности практически в любой профессии.

В Музее железных дорог России, расположенном в Санкт-Петербурге, вы можете увидеть инсталляции с женщинами, трудящимися на железных дорогах, например, в качестве дежурной по переезду или проводницы. Здесь вы также увидите уникальные экспонаты, архивные документы и познакомитесь с историей железных дорог в нашей стране. До встречи в залах музея!

Посетите панорамные экскурсии и раздел медиатеки в нашем приложении, пройдите викторины и познакомьтесь с экспонатами нашего музея. Приложение доступно для скачивания по ссылкам: