Роль железных дорог в борьбе с эпидемиями в начале XX века

16 июня 2024 года в России отмечается День медицинского работника.

Поздравляем всех причастных к сфере медицины с Днём медицинского работника! Вы выбрали одну из самых благородных профессий, которая требует самоотдачи, высокой ответственности и терпения. Выражаем благодарность за ваш труд, за то, что вы каждый день помогаете людям.

На железных дорогах медицине также всегда уделялось приоритетное внимание. Спасение жизней людей в военное и в мирное было организовано с помощью передвижных госпиталей, специальных поездов и вагонов. Железная дорога сильно повлияла на развитие медицины в нашей стране.

Читайте в наших прошлых выпусках:

Железнодорожная медицина помогала также и в борьбе с эпидемиями. Давайте заглянем на страницы истории и узнаем, как это было в СССР 1920-х годов.

Из фондов Музея железных дорог России. Узловая дезинфекционная бригада Октябрьской железной дороги. 1936 год.
Из фондов Музея железных дорог России. Узловая дезинфекционная бригада Октябрьской железной дороги. 1936 год.

Эпидемиологическая обстановка в начале XX века

В 1918 году по всему миру разрослась эпидемия «испанского гриппа». Россию в то время охватили эпидемии тифа, холеры, дизентерии, кори и оспы. Кроме того, распространялись различные болезни: риновирусы и коронавирусы.

После революции власти СССР занялись восстановлением и организацией санитарно-эпидемиологической службы. В 1917 году был образован Медико-санитарный отдел, в обязанности которого входила организация медико-санитарного дела. А в 1918 году был создан Народный комиссариат здравоохранения РСФСР.

Дезинфекция на железной дороге

Железные дороги стали ключевым элементом программы борьбы с эпидемией, поскольку на вокзалах, станциях и в поездах собиралось много людей, путешествующих на большие расстояния между разными областями. На всех крупных железнодорожных узлах были организованы медицинские изоляционные пункты. Было сформировано 100 летучих санитарных отрядов для работы в зараженных районах, созданы специальные поезда-дезинфекторы, оснащенные оборудованием для дезинфекции, банями и прачечными. Кроме того, было образовано 14 отрядов, занимающихся вакцинацией и борьбой с эпидемиями.

Поезда-бани

Передвижные поезда-бани появились благодаря идее, высказанной ещё в 1914 году на собрании Главного комитета Министерства путей сообщения.

Было решено построить несколько типов вагонов помимо бани и раздевалок, включая камеры для уничтожения паразитов и дезинфекции. Кроме того, требовались вагоны для размещения личного состава, хранения вещей, цистерны с водой и вагон-электростанция. Комиссия также предложила подавать солдатам горячий чай в специальных вагонах-чайных.

В вагоне-бане использовалась душевая система, что способствовало снижению рисков заражения, и находилось парильное отделение, которое занимало треть общего пространства. Температура в парильне достигала 65°С.

Каждый вагон-баня имел 24 душевых места. Перед тем как зайти в помывочное отделение, солдаты сдавали грязное белье на дезинфекцию, а после мытья получали чистую одежду.

Чистые вагоны

Важным компонентом поезда был также вагон для дезинфекции. Эти вагоны включали в себя камеры, в каждой из которых располагались шестигранные барабаны для загрузки мешков с одеждой. Горячий воздух внутри барабана в течение 10-15 минут нагревал белье, уничтожая паразитов.

Поезда с такими вагонами обслуживали население маленьких станций во время эпидемий, а также проводили профилактическую обработку вещей сотрудников железнодорожного транспорта.

Из фондов Музея железных дорог России. Узловая дезинфекционная бригада Октябрьской железной дороги. 1936 год. Дезкамеры.
Из фондов Музея железных дорог России. Узловая дезинфекционная бригада Октябрьской железной дороги. 1936 год. Дезкамеры.

Санитарное просвещение

Санитарное дело в тот период включало в себя не только проведение противоэпидемических мероприятий, но и санитарное просвещение. Внедрялись инициативы по охране материнства, защите детей и подростков, проводились мероприятия, направленные на развитие физической культуры. После окончания Гражданской войны появились комиссии по оздоровлению труда и быта, санитарные суды, стали проводиться спортивные мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни.

Санитарное просвещение стало важной задачей для государства. С 1920-х годов по всей стране курсировали санитарные агитпоезда, передвижные выставки и агитфургоны, а также проводились лекции и беседы с населением, распространялась литература, санитарные агитационные плакаты и брошюры. В них доступным языком рассказывалось о правилах гигиены, профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями.

Вагон-выставка, внешний вид.
Вагон-выставка, внешний вид.

Развитие программы по борьбе с эпидемиями

К концу 1920-х годов уровень заболеваемости снизился. Принятые меры по улучшению санитарной обстановки в стране оказали положительное влияние на здоровье граждан.

В 1924 году на транспорте начали функционировать амбулатории со специализированными врачебными приемами, стали развиваться отделения для диагностики, рентгена, физиотерапии.

Особое внимание стало уделяться медицинскому обеспечению безопасности движения. Индустриализация страны привела к увеличению строительства железных дорог, что способствовало росту числа работников железнодорожного транспорта и транспортных строителей. В этот период на железных дорогах действовали дезинфекционные отряды, предназначенные для предотвращения распространения эпидемий и массовых заболеваний.

16 июня 2024 года в России отмечается День медицинского работника. Поздравляем всех причастных к сфере медицины с Днём медицинского работника!-4

Хотите узнать больше из истории санитарного дела в Советской России 1920-х годов? Посетите нашу виртуальную выставку «Вагон, в котором чисто».

Приглашаем вас в Музей железных дорог России, чтобы узнать больше о развитии железнодорожного транспорта в нашей стране, посетить тематические выставки о медицине и различных военных периодах.

Ещё больше фотографий из архива, а также онлайн-экскурсии ищите в нашем приложении: