В России люди привыкли отмечать Хеллоуин, а некоторые из нас даже празднуют мексиканский День мёртвых. Но есть и своя традиция чествования смерти, которая появилась ещё у наших предков-славян. Она называется день Марены и отмечается 25 ноября.
Кто такая Марена?
Марена — это славянское божество, которое связано со смертью и увяданием. В некоторых источниках её также называют Мореной или Марой.
В древних новгородских грамотах XII века упоминается, что Марена была одной из трёх сестёр бога Перуна, вместе с Живой и Лелей. Жива считалась богиней жизни, защиты и плодородия, а Леля — богиней весны и любви.
В славянских песнях Марену иногда называют Бабой-Ягой. Некоторые исследователи считают, что она может быть связана с римским богом войны Марсом. Также есть предположение, что Марена имеет отношение к Марцане — богине смерти всех существ, кроме людей. Охотники и рыболовы обращались за помощью к Марцане. Важно отличать её от Марены, которая приносит смерть всем без разбора.
Западные славяне, такие как поляки и чехи, связывают Марену с римской богиней Церерой, которая была богиней урожая и плодородия. Также её сравнивают с Гекатой — древнегреческой богиней мистерий, освещённых лунным светом, и Персефоной — женой Аида, которая зимой отправлялась в подземное царство к своему мужу, а весной возвращалась на поверхность.
Марена чествовалась как повелительница смерти, или Кощная повелительница. Слово «кощ» происходит от корня «кость». Эта богиня несёт смерть, но не ту, которая сопровождается страданиями и болью. Напротив, она позволяет земле, богине Макоши, отдохнуть перед началом жатвы. Макошь — это противоположность Марены, она является богиней Рожаницей, матерью-родиной, защитницей семьи, процветания и весны.
Таким образом, Марена несёт не только холод и смерть, но и отдых в тяжёлое время. Если бы её не было, земля скоро стала бы бесплодной от изнурительного труда.
В новгородских летописях эта богиня описывается как защитница русской земли. Она наказывает морозами жестоких врагов Руси и защищает свои владения и народ.
Марену часто изображают в облике высокой женщины или сгорбленной старухи с распущенными волосами. Она создаёт марево — мистические иллюзии. Иногда её представляют в виде красивой девушки в белом, а иногда — в чёрной, грязной и рваной одежде.
Праздник Марены
25 ноября — праздник, посвящённый богине Марене. В этот день она заявляет о своём господстве, которое продлится до весны. Обычно с этого момента начинается зима, выпадает снег, но зимние приготовления уже завершены.
Главная цель праздника у славян — показать, что они не боятся Марены. Для этого люди собирались группами и отправлялись на болота, где тушили горящие копья, гнилые макушки и тлеющие ветки, брошенные в трясины. На праздничный стол подавали кисель, оладьи и разнообразные овощи. Праздник вела ведьма-обавница. Она говорила Марене: «Мы не знаем страха». Да, верно, во время этого праздника Марену не превозносили, это парадоксально.
Лужицкие сербы устраивали огненный парад и поливали землю горячим травяным отваром в честь Мары-Марены. Это делалось для того, чтобы после зимы трава хорошо росла и был хороший урожай.
Весной славяне делали соломенную куклу Марены. Её одевали в праздничную одежду и привязывали к колу. Девушки носили эту куклу по селу. У чехов часто использовали мужской образ куклы, и тогда парни несли её на народных праздниках. На женскую куклу надевали пояс последней вышедшей замуж невесты. На мужскую — рубашку последнего умершего мужчины из села, баранью шапку и овечий тулуп.
Проводы Марены
В западных славянских традициях, когда приходит время расставаться с зимой, используются термины «проводы Марены» или «уход Моржаны». В то время как восточные славяне отмечают Масленицу перед началом Великого поста, обычно в феврале, западные славяне провожают зиму, выбрасывая соломенную куклу Марены в воду, что обычно происходит уже в марте.
У белорусов есть праздник, который символизирует пробуждение весны — комоедица. Название этого праздника происходит от слова «ком», что означает «медведь». Когда медведь просыпается, это означает, что зима закончилась. Праздник проводится примерно с 22 по 24 марта, в пятую неделю Великого поста, иногда совпадая с Вербным воскресеньем. Во время комоедицы поются песни в честь лета и возвращения жизни в мир, а также просят, чтобы «смерть из села» ушла окончательно. Считается, что Христос приходит на смену Марене, создавая парадокс, связанный с слиянием языческих и христианских традиций. После окончания шествия куклу Марены либо топят, либо разрывают на части.
В украинской традиции ритуал проводится накануне Иванова дня, который также известен как день летнего солнцестояния, и называется Иван Купала. Куклу Марены-Марены носят во время этого праздника, который может быть 1 или 14 марта, в зависимости от региона. Марену сопровождают дети, женщины и юноши, которые громко поют и прославляют приход лета, призывая Евдокию Аполлосскую, или Плющиху — хранительницу «ключей от весенних вод», для приношения тепла и радости в мир.
Иногда вместо куклы используется деревце, которое украшают тряпками и бусами — это купальское деревце, часто рядом с которым также ставят куклу. Во время праздника украшения с деревца снимают и срывают, затем уносят в огород, так как считается, что такие «трофеи» принесут богатый урожай.
Ещё один обряд, похожий на проводы Марены, называется День Мясопуста. Этот обычай особенно популярен в Чехии, где вместо куклы «хоронят» контрабас, произносят шутливые речи и исполняют танцы с саблями. День Мясопуста отмечают с 6 января, в день трёх королей, до пепельной среды, которая приходит на первый день Великого поста — Чистый понедельник.
Такой же обряд был и у древних римлян, его называли Аргеи или Тиберналии — это были проводы куклы зимы. Куклу делали из тростника и наряжали в мужскую одежду, затем бросали в реку Тибр. Обряд проводился в майские иды, в середине последнего месяца весны. Во время церемонии богу плодородия и земли Сатурну воздавали почести.
Заключение
Итак, Марена — богиня, олицетворяющая мистическую и тёмную сущность природы. Она символизирует жизнь и смерть, рост и увядание, весну и зиму.
В западнославянской мифологии Марена часто сравнивают с богиней Церерой из римского пантеона. Обе богини связаны с аспектами урожая и плодородия. Также можно провести параллели между Мареной и Гекатой — древнегреческой богиней, которая контролировала вселенские тайны и была озарена светом луны.
Марена, как повелительница смерти, не приносит страдания и угнетения, а дарует земле возможность отдохнуть перед новым циклом плодородия. Она символизирует холодный ветер и смерть, но также олицетворяет отдых и спокойствие для материнской земли, чтобы она могла вновь стать плодородной и способной дарить жизнь.
В летописях Новгорода Марену описывают как защитницу русской земли, готовую насылать стужу и мороз на врагов Родины. Это подчёркивает её связь с природой и роль в защите и сохранении родных земель.
В искусстве образ Марены может быть разнообразным. Её изображают как высокую женщину или сгорбленную старушку с длинными волосами. Иногда она предстаёт в белом платье, символизируя свою чистоту и красоту. В других случаях она может быть изображена в чёрной, грязной и разорванной одежде, что отражает её тёмный и мрачный характер. Образ Марены также может различаться в зависимости от географического региона и местных представлений о ней.
В целом, Марена представляет собой символическую сущность природы и вечный цикл жизни и смерти. Она олицетворяет не только тёмный и холодный аспект природы, но и отдых, возрождение и защиту родной земли. Её изображения и ассоциации с разными богинями и представлениями в различных культурах демонстрируют разнообразие интерпретаций и важность её роли в мифологии и верованиях славянского народа.