Сестра особенного ребенка порой полезнее мамочки

1,3K прочитали

Педагоги, которые работают преимущественно с детьми с особенностями развития, прекрасно понимают важность каждой детали, каждого слова, каждого действия на занятиях, а также они пристально наблюдают за любой, даже малейшей реакцией ребенка на все эти детали.

И уже не так важно, что это за занятие: индивидуальное или групповое, коррекционно-развивающее или творческое кружковое занятие - его течение происходит не совсем обычно и предсказуемо, а порой и не очень приятно и удобно.

А кто сказал, что педагогу на занятии должно быть удобно и приятно? Кто хотел комфорта и удовольствия, тот изначально, еще до учебы выбрал себе другую профессию.

Поэтому, жаловаться не стану (сама виновата!), а просто опишу одно из неудобств, с которым можно встретиться во время проведения кружковых творческих занятий с особенными детками. Ну и, заодно, похвалю (и немножко пожалею) одного замечательного человечка, который пытался сделать эти занятия максимально удобными.

Артем, Ника и мама

Эта замечательная семья недавно проходила трехнедельный курс в стационаре нашего учреждения. Точнее в стационаре лежали дети, а мамочка была как сопровождающий родственник.

Да, у нас так! Если ребенок не способен элементарно себя обслуживать ввиду возраста или серьезности нарушений, то он обязательно лежит с мамой!

Ну а в нашем случае к маме с тяжелым ребенком добавилась еще старшая сестра ребенка (с менее выраженными нарушениями).

Артём

Мальчик, 4 года, ментальные нарушения.

Ребенок - сложный, обращенную речь - не понимает, простые задания и просьбы - не выполняет, контактирует с окружающими очень тяжело (хнычет и прячется за спину мамы или сестры).

Капризный, плаксивый, но агрессию проявляет довольно редко (я имею в виду, относительно других стационарных ребят его возраста, которые и вырываются, и кусаются, и бросаются предметами).

Конечно же, Артёмку не миновала удача попасть к нам на кружковые занятия!

В этом плане у нас ВСЕ ребята "удачливы", ведь программа обязует посещать творческие кружки ВСЕХ детей, даже тех, кто истошно вопит при виде картонного кружочка или палитры или просто при встрече с чужой тётей (а мы-то все чужие тёти).

Ну, хорошо! Допустим, не боится наш Артёмка "чужих тёть". Но и на занятиях он совсем-совсем ничего сам не делает, ведь он честно не понимает, о чём говорят ему эти тёти и что от него требуют.

Кто-то спросит: зачем ему это всё?

Ну, если честно, относительно именно ЭТОГО ребенка педагоги подобных вопросов не задают. Потому что у нас есть…

…Ника

Или Вероника. Старшая сестра Артема. Девочка, 10 лет, психоэмоциональные нарушения. Ну и немножко заикается.

Вот уж без кого не обходится ни одно Артемкино занятие!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мало того, что Ника свои уроки по расписанию посещает, так она еще и успевает братика сопровождать на его занятиях (хоть у логопеда, хоть на физкультуре, хоть у нас в кружках).

Нет, не потому что Артемка без сопровождения будет визжать, скакать или сопротивляться.

И не потому что мамочка не хочет брать на себя эти обязанности и скидывает их на старшую дочку.

А потому что именно в присутствии (и с помощью) Ники - занятия у Артема проходят более-менее гладко.

Кстати, если что!

Ника учится в гимназии, на 4 и 5, хорошо рисует, увлекается аниме. Исполнительная и аккуратная.

Немногословная и тихая, даже слишком! Внешне - ну прямо источает холодное спокойствие и очень редко улыбается. Снежная королева - только маленькая.

На занятиях - да вообще к ней никаких вопросов! Обыкновенная девочка-школьница, со всеми положенными данными, разве что болезненно серьезная. Для театральных и музыкальных секций, конечно, человек не очень подходящий, но для моего кружка оригами - самое то!

Артём (и Ника) на тестопластике

Как уже понятно по описанию, Артём - основной гость на занятии, Ника - вспомогательный ("активно-помогательный").

Ну а я - просто в этом же кабинете работаю (а учитель по тестопластике - еще одна моя соседка).

Цель занятия: сделать плоскую рыбку из соленого теста. Т.е. не прямо "лепить и ваять", а раскатать тесто скалочкой (специальной, с резиновыми ручками и валиком!), потом выдавить рыбку формочкой для печенья, и далее – нацарапать сверху чешуйки, глаза, плавники и т.д., используя стеки.

  • Тёма - "чахнет" над куском теста, Ника - сидит позади него и молчит.
  • Педагог - показывает, как нужно катать тесто (и наглядно, и рука в руке, и со словами, и без слов).
  • Тёма же - мало того, что просто скидывает этой скалкой тесто, так еще и сама скалка у него укатывается и падает.
  • Ника - молча поднимает и то и другое, кладет тесто на клеенку, а скалку - отдаёт Тёме…
  • Пробуют опять… то же самое! Шлёп, бабах! И снова и тесто падает, и скалка.
  • И Ника, спокойная как удав, снова молча поднимает тесто и скалку и возвращает всё в исходное положение.
  • Снова по тому же кругу! И опять неудача! Снова всё падает! И снова Ника поднимает.
  • И вот так еще раз 5, 8, а может и больше…

И при этом я вижу интересную ситуацию!

Учительница - уже нервно сопит и скулами играет, а детки при этом - ну в абсолю-у-утном умиротворении!

Артёму - так вообще "по барабану", что там у него на столе или под столом, а Нику - ну настолько не напрягают постоянные движения со стола на пол и обратно, что она напоминает робота, который запрограммирован на эти молчаливые действия.

И, представляете! До самого конца занятия (а оно, на минуточку, длилось почти полчаса!), Ника вот так спокойно поднимала реквизит и ни слова злого Артемке не говорила (а ведь могла бы).

Честно, сама поражаюсь её спокойствию и пытаюсь выведать секреты у воспитателя её группы. А воспитатель - фигушки, говорит "всё теперь - одна сплошная врачебная тайна!"

А ведь помню! Поооомню! Помню, как на другое занятие Артём приходил с мамой. Ага, ага!

Артем (и мама) на игротерапии

В тот раз Артём пришел на занятие с мамой (Ника была на СВОЁМ занятии по расписанию).

Цель занятия: разложить деревянные фигурки по домикам в соответствии с цветом и формой отверстий в крыше домика.

Артём - в своем репертуаре! Берёт деревянную фигурку в руку, мама подносит его руку к нужному домику, и Тёма… благополучно раскрывает пальцы, "отпуская" фигурку еще задолго до подлёта к домику.

И фигурка - либо падает на стол, либо на пол. А чаще всего отпрыгивает от стола и уже потом летит на пол. И так всё время!

И маме приходится то и дело "нырять" под стол и поднимать, поднимать, поднимать...

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И мамочку - уже на третьей фигурке "прорывает"! Стучит по столу и кричит:

- Да тыыыы! Совсем что ли безрукий?!

Или так:

- Артём! Ты нарочно это делаешь, чтобы позлить?

Или вот так:

- Еще раз кинешь - по рукам получишь, понял?

А ведь весь абсолютно "пофигистичный" вид Артемки говорит о том, что он НЕ ПОНЯЛ. Не со зла, не потому что "мамку поддеть" хочет… он просто не понял. Ничего!

А в кабинете - уже в самом воздухе чувствуется напряжение… И ведь не было его, когда Тёма был с Никой!

Ребенок, естественно его чувствует!

И начинает плакать, хныкать, завывать… А мамочка - еще больше нервничать. Ну а Тёма, уже из-за этого - плакать громче. И вот так, накатываясь и напитываясь негативом, занятие постепенно выходит из строя и, в конечном счете… ломается!

А педагог по игротерапии - с надеждой ждет, что на следующее занятие мальчик придет не с мамой, а с сестренкой! И сестренка будет подбирать упавшие предметы, тихо и спокойно подавать, продлевая этим "идиллию культурного и мирного занятия".

И вообще - отдыхать надо мамам! Хоть иногда!

А Вам, дорогие читатели, любви и взаимопонимания с родными! И детям, и родителям!

Буду признательна за верные визиты, добрые лайки и новые подписки