Внутренний ребёнок: как его найти и зачем это нужно взрослым, как стресс раскрывает наше детское «я»?

Как и в каждом маленьком ребенке есть по 200 грамм взрывчатки или даже полкило, так и в каждом взрослом есть маленький озорной или ранимый человечек.

Как и в каждом маленьком ребенке есть по 200 грамм взрывчатки или даже полкило, так и в каждом взрослом есть маленький озорной или ранимый человечек.

Каждый из нас был когда-то ребенком, мы выросли, но внутренний ребенок – неотъемлемая часть нашей личности. Это багаж, который состоит из нашего эмоционального и психологического опыта. Это та часть нашей личности, в которой находится опыт, полученный в детстве.

Эта детская составляющая может проявляться в наших реакциях, поведении, побуждении. Иногда, оказываясь в стрессовых ситуациях, взрослый возвращается в детское поведение.
Этакий «регресс» происходит из-за нахлынувших чувств и отсутствия опыта справляться с ними, так как не всегда взрослые в детстве учат проживать эти чувства адаптивно.

Если в детско-родительских отношениях было много безразличия, равнодушия или подавления личности, игнора потребностей, то психика будет иметь не самые удачно работающие механизмы.

И поэтому иногда приходится учиться себя поддерживать самостоятельно, отыскивая в себе уже «внутреннего взрослого».

Но сегодня, в День защиты детей, мы говорим про нашего внутреннего ребенка, как заметить эту часть в себе и есть ли риск избаловать внутреннего ребенка?

А как же баланс между всеми составляющими личности? Внутренний ребенок, взрослый и родитель. Как будто в компьютерной игре выбираем персонажа, которым будете играть, один быстро бегает, другой хорошо стреляет, третий умеет прыгать с парашютом.
И если тут в игру вступает «ребенок», то результат такого главенства может быть непредсказуем и не всегда радостен, так как дети же не умеют решать проблемы.

Внутреннего ребенка не стоит подавлять или игнорировать, НО важно научиться правильно его использовать и ограничить доступ к решениям, на которые он не способен.

Обычно внутренний ребенок от нас просит именно тех действий, которые могут его порадовать. И абсолютно нормально иногда дурачиться, играть в игры, проявлять эмоции, принимать заботу и признавать свои слабости.

Как и в каждом маленьком ребенке есть по 200 грамм взрывчатки или даже полкило, так и в каждом взрослом есть маленький озорной или ранимый человечек.-2

И любое проявление внутреннего ребенка полезно, так как он либо поможет расслабиться и получить ожидаемые эмоции, насладившись моментом, либо сообщит о трудностях, на которые надо обратить внимание, чтобы скорректировать поведение. Так бывает, когда негативный детский опыт превращается в защитные механизмы и вы можете постоянно принимать «не те» решения.

Где же искать внутреннего ребенка?

Если ваш скептицизм все еще здесь, это нормально, просто относитесь к внутреннему ребенку как к отдельной личности, а как к прошлому опыту.

Итак…

  • проводите время с детьми (дети учат искренне радоваться и жить моментом)
  • вспомните свое детство, полистайте альбомы с фото, повспоминайте, что вы чувствовали в тот или иной момент, запечатленный на фото.
  • вспомните, что вам нравилось в детстве, возможно сейчас это захочется это повторить, или вдруг у вас сейчас мало активностей, которые просто приносят радость и стоит попробовать что-то очень спонтанное и активное
  • иногда проводите время с собой (планируйте заранее «маршрут» этой встречи)

Не думайте, что детские воспоминания это только про грусть, именно в таких воспоминаниях скрыты наши желания, стремления и потребности.

Детский опыт всегда амбивалентен, там есть место и хорошему, и плохому. И этот опыт получится изучить целостно, если признать, что мое детство было разным.

Поделитесь в комментариях, замечаете ли вы своего внутреннего ребенка? И как вам удается «баловать своего внутреннего ребенка»?

Медведева Наталья Александровна 
Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог, Руководитель Центра психологии и нейропсихологии PsyMed
Медведева Наталья Александровна Клинический психолог, детский и взрослый психолог, нейропсихолог, Руководитель Центра психологии и нейропсихологии PsyMed