Найти тему

Министр путей сообщения Михаил Иванович Хилков

Герой нашей сегодняшней статьи — министр путей сообщения Российской империи Михаил Иванович Хилков. Когда появилось Министерство путей сообщения, кем был Михаил Иванович Хилков и какую роль он сыграл в развитии российских железных дорог?

Главное управление путей сообщения возникло в 1798 году как департамент водных коммуникаций. 15 июня 1865 года император Александр II подписал указ о создании Министерства путей сообщения. Этот день считают датой основания этого ведомства в нашей стране. Первым министром путей сообщения был Павел Петрович Мельников.

Кабинет Михаила Хилкова, украшенный бюстом Павла Мельникова, можно увидеть на специальной инсталляции-голограмме в Музее железных дорог России.

Голограмма в Музее железных дорог России, кабинет Хилкова.
Голограмма в Музее железных дорог России, кабинет Хилкова.

Павел Петрович Мельников сыграл важную роль в строительстве магистрали между Петербургом и Москвой. Об этом читайте в нашем прошлом выпуске — «Николаевская железная дорога: из истории создания магистрали между Петербургом и Москвой».

К 1913 году Министерству путей сообщения и частным железным дорогам удалось достигнуть впечатляющих результатов: было построено около 58 тысяч километров путей, было перевезено около 130 миллионов тонн грузов и более 180 миллионов пассажиров.

Историческая личность: Михаил Иванович Хилков

Михаил Иванович Хилков был князем древнего рода, связанного с Рюриковичами. Он – выдающийся руководитель железных дорог эпохи интенсивной индустриализации Российской империи. Его биография полна приключений, тяжёлого труда и головокружительного успеха.

-3

В 1864 году Михаил Хилков уехал за границу, чтобы получить опыт в строительстве и эксплуатации железных дорог. Там он работал кочегаром на паровозе, помощником машиниста и машинистом. В итоге Хилков дослужился до должности начальника службы пути и тяги. Такую карьеру он построил всего за один год. Впоследствии Хилков работал и на паровозостроительном заводе в Англии. Он полностью освоил железнодорожное дело, после чего вернулся в Россию. По возвращении Михаил Иванович Хилков был назначен на пост начальника Московско-Рязанской, а затем Курско-Киевской железной дороги.

Во время Русско-турецкой войны (1877–1878) Хилков служил уполномоченным Российского общества Красного Креста при санитарном поезде будущей императрицы Марии Фёдоровны.

Читайте нашу прошлую статью «Поезда милосердия: роль санитарных поездов в разные военные периоды».

В 1894 году Михаил Иванович Хилков был назначен главным инспектором железных дорог. И через год, в 1895 году, он занял пост министра путей сообщения.

Биография Михаила Ивановича Хилкова представлена на интерактивном столе в Музее железных дорог России.

-4

Будучи министром Михаил Хилков внёс неоценимый вклад в развитие железных дорог нашей страны. Кроме того, он способствовал улучшению условий жизни работников железных дорог. В 1887 году были созданы первые правила технической эксплуатации на железных дорогах.

За время работы Хилкова в министерстве строилось по 2500 километров железнодорожных путей в год. С приходом Михаила Хилкова на пост министра, протяженность железнодорожной сети России увеличилась с 35 000 до 60 000 километров, а объем перевозимых грузов удвоился. Он приложил свои усилия в строительстве Сибирской, Забайкальской Китайской Восточной железных дорог.

Читайте нашу прошлую статью «Китайская Восточная железная дорога».

Главным проектом Хилкова стала Транссибирская магистраль — одна из самых длинных железных дорог в нашей стране. Благодаря Хилкову работу по ее строительству удалось закончить за 25 лет.

На территории нашего музея расположен памятник Михаилу Ивановичу Хилкову. Он занимает важное место в жизни профессионального сообщества: сюда возлагают цветы в важные даты, здесь проводятся торжественные церемонии.

-5

Приглашаем вас в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге. Здесь вы познакомитесь с биографиями Михаила Ивановича Хилкова, Павла Петровича Мельникова и других исторических личностей, узнаете много интересного из истории железных дорог в нашей стране и сможете посетить уникальные интерактивные инсталляции. Билеты, график работы и подробная информация — на нашем официальном сайте.

Посмотреть материалы из фондов музея, 3D-модели экспонатов, пройти викторины и посетить онлайн-экскурсии можно с помощью нашего уникального приложения: