Фильмов с таким названием великое множество,но мы поговорим о классическом триллере Роджера Дональдсона "Нет выхода " из 80-х годов 20-го века.В 1987 году Кевин Костнер ещё не мог похвастать обширной фильмографией.Это потом,в последующие несколько лет, появятся "Неприкасаемые",оскароносный "Танцующий с волками",и конечно "Телохранитель",которые закрепят за Костнером статус суперзвезды.А пока он молод,горяч,харизматичен и строен как кипарис,поэтому заслуженно попадает на редкую для себя(на тот момент)главную роль в фильме "Нет выхода". Если бегло пройтись по фильмографии режиссёра Роджера Дональдсона,то окажется, что хотя бы пару его работ среднестатистический зритель точно видел, и фильмы-то в целом неплохие с известными актёрами,такие как "Баунти" с россыпью звёзд разного поколения,"Коктейль" с Т.Крузом(да,кино на любителя,но тем не менее известное),"Побег", "Пик Данте", "Рекрут" и даже "Ограбление на Бейкер-стрит",но при этом культовым режиссёром Дональдсон не стал, и с ходу назвать его фамилию сможет не каждый любитель кино.Так и рассматриваемая работа "Нет выхода" не стала каким-то выдающимся произведением,однако это вполне себе крепкий представитель своего жанра с хорошим кастингом. Кстати по поводу жанра можно долго рассуждать,всё же обозначенные прокатчиками -драма и триллер не полностью отражают сюжетные перепетии,я бы обязательно добавил сюда ещё и детектив.
При этом лента меняет окраску от начала к середине,от середины к концу,и даже к самому концу(да,да,нужно обязательно досмотреть до титров,будет интересно).По сюжету-на дворе 80-е,ещё существует Советский союз как главный идеологический враг и политический противник империи зла США,хотя здесь с авторами можно и поспорить,потому что в конце 80-х СССР уже начал содрогаться от внутренних потрясений,а социально-экономические проблемы вышли на первый план,отодвинув далеко и надолго секретные военные проекты и прочие элементы холодной войны. Но к счастью, все эти игры патриотов в фильме идут лишь фоном,и вторым планом, хотя формально и являются поводом для антигероев обосновать свои откровенно грязные делишки.А основная движущая сила сценария это как обычно по классике-человеческие слабости и пороки:страсть,ревность,карьеризм, амбиции и внутренние обиды.В центре,как это часто бывает,классический любовный треугольник: молодая красивая женщина,и её двое мужчин-один из которых как положено старый,но богатый и влиятельный(Джин Хэкмен), а второй молодой и красивый(Кевин Костнер),но сделать выбор между своими мужиками дама не может,да и вообще ипотека сама себя не выплатит,Вайлдбериз сам себя не выкупит,двое лучше чем один.
Роковую красотку играет популярная в те годы Шон Янг(Рэйчел из "Бегущего по лезвию"),которая хоть и является обладательницей кучи номинаций(есть даже парочка побед)на "Золотую малину",но в этом фильме смотрится достаточно органично,и явных провалов не допускает.Да и собственно играет она классическую содержанку, которую в какой-то момент подвела женская чуйка интуиция,за что она и поплатилась жизнью,поэтому много лицедействовать ей не пришлось. Джин Хэкман в образе влиятельного чиновника из Пентагона(на минуточку-министра обороны)как обычно хорош,всё таки это актёр не только другого поколения,но и другой лиги,а такие плохо играть не умеют.Его персонаж не классический злодей, но пожилой мужик с высоким положением в обществе,который пытается балансировать между политическими оппонентами,своими профессиональными амбициями, личной жизнью и остатками совести.Собственно Дэвид Брайс(так зовут героя Хэкмана) человек по факту одинокий и видимо не очень счастливый,от чего,совершив в порыве ревности убийство молодой любовницы,не может в полной мере даже воспользоваться всеми своими связями(этим стервятникам только дай волю),а едет ночью к своему адьютанту-помощнику(Уилл Пэттон),чтобы тот ему как-то поспособствовал в щекотливой ситуации.
Помощник министра,будучи парнем шустрым и изобретательным,убеждает шефа,что лучшим вариантом будет начать "охоту на ведьм",а именно установить личность молодого любовника покойной(то,что он существует- установленный факт),сделать из него русского шпиона,победоносно его задержать насовав в карманы удостоверение КГБ и орден Ленина,и обвинить в убийстве барышни по шпионским мотивам.Реализацию,надёжного как швейцарские часы,плана решают поручить молодому и перспективному сотруднику пентагона Тому Фарреллу(Кевин Костнер),которому в качестве приданых сил помогает половина аппарата военного ведомства,полиция и даже специалисты по грязным делам,то бишь убийцы на гос.обеспечении.И всё бы ничего, но этим неизвестным молодым любовником является как раз герой Костнера,который,собравшись с духом,вступает в неравную и тайную борьбу с могучим противником в лице министра обороны и его приспешников.То есть начинает охоту на самого себя,следуя проверенному правилу-чтобы победить мафию, надо её возглавить.Идея борьбы одиночки против системы в кино не нова и обыграна многократно.Всем известно, что негодяи из высоких кабинетов(естественно речь идёт о США)готовы подключить всю мощь государственного аппарата для того,чтобы оставить под ковром свои грязные дела,а скелеты похоронить в шкафу.
Главной уликой(ловко подброшенной криминалистам, помощником министра обороны)в деле выступает бракованная фотография полароида,на которой в спальне невинно убиенной запечатлён (самой хозяйкой квартиры) герой Костнера,он же, по версии следствия-убийца.Изначально на снимке видны только очертания фигуры,что даёт главному герою небольшую временную фору.Однако специалисты пентагона,применяя новейшие на 1987-й год технологии,начинают постепенно восстанавливать изображение на фотографии поэтому у Тома Фаррелла есть неопределенный(но короткий)отрезок времени для того,чтобы,не выдавая своих намерений,отвести удар от себя,а негодяев привлечь к установленной американским законом ответственности. К середине повествования фильм набирает обороты и смотрится достаточно динамично,не смотря на год выпуска.Умели ведь раньше создавать напряжение саундтреком,крупными планами и даже медленно выползающей лентой факса.Ближе к концу создаётся впечатление, что герой Костнера вообще потерпит фиаско,ведь на снимке всё более отчётливо проявляется его портрет,а по закрытому зданию водят двух свидетелей,хорошо запомнивших героя Костнера,как мужчину, сопровождавшего погибшую в её последний уикенд накануне смерти.
Из-за нарастающего напряжения фильм к финалу набирает обороты и становится всё интереснее.Да и вообще с концовкой фильма не всё так просто,из-за чего "Нет выхода " стабильно входит в списки фильмы с необычной развязкой.
Резюмируя,можно отметить, что фильм у Роджера Дональдсона получился не шедевром, но очень крепким и достойным представителем жанра триллера -детектива.Те,кому нравятся запутанные и напряжённые ленты,кино 80-х и молодой Кевин Костнер однозначно фильм оценят.