Найти в Дзене
Прожектор оборонки

Как защитить Луганск от ракет ATACMS?

7 июня 2024 г. Украина нанесла удар по Луганску американскими ракетами ATAСMS. Это – баллистическая ракета, грозное оружие. Аналог российской ракеты «Искандер». Сбить ATAСMS можно, но сложно. Во времена СССР даже самый лучший в мире комплекс ПВО С-300ПМ мог бороться только с самолетами и крылатыми ракетами, летящими со сверхзвуковой скоростью. С баллистическими ракетами, летящими на скорости, близкой к гиперзвуковой, мог бороться только ЗРК С-300В в противоракетном варианте. Этот комплекс имел специально созданную скоростную противоракету 9М82 и радиолокатор программного обзора «Имбирь». Но даже он мог сбить только тактические и оперативно-тактические ракеты типа «Ланс» и «Першинг-1». Против ракет средней дальности «Першинг-2» этот комплекс был бессилен. Слава богу, что все «Першинги» были уничтожены по договору РСМД, и с тех пор европейские баллистические ракеты долгое время не угрожали нашей стране. И вот угроза вернулась. Баллистические ракеты ATACMS имеют дальность стрельбы до 300

7 июня 2024 г. Украина нанесла удар по Луганску американскими ракетами ATAСMS. Это – баллистическая ракета, грозное оружие. Аналог российской ракеты «Искандер». Сбить ATAСMS можно, но сложно.

Во времена СССР даже самый лучший в мире комплекс ПВО С-300ПМ мог бороться только с самолетами и крылатыми ракетами, летящими со сверхзвуковой скоростью. С баллистическими ракетами, летящими на скорости, близкой к гиперзвуковой, мог бороться только ЗРК С-300В в противоракетном варианте. Этот комплекс имел специально созданную скоростную противоракету 9М82 и радиолокатор программного обзора «Имбирь». Но даже он мог сбить только тактические и оперативно-тактические ракеты типа «Ланс» и «Першинг-1». Против ракет средней дальности «Першинг-2» этот комплекс был бессилен. Слава богу, что все «Першинги» были уничтожены по договору РСМД, и с тех пор европейские баллистические ракеты долгое время не угрожали нашей стране.

И вот угроза вернулась. Баллистические ракеты ATACMS имеют дальность стрельбы до 300 км. Оснащены автономной инерциальной системой наведения, которой не страшны никакие помехи. Для стрельбы по крупногабаритным неподвижным целям, коими являются здания большого города, никакое спутниковое наведение не нужно. Все координаты заранее известны и заранее закладываются в память системы управления ракеты. Если что-то неизвестно, можно получить бесплатные подсказки с американских разведывательных спутников. Обладая сверхзвуковой скоростью, ракета летит совершенно бесшумно. Увидеть ее очень трудно даже современному радару. Ее удар внезапный. Предвидеть и предотвратить его очень сложно.

Боевая часть ракеты весит 560 кг. По сравнению с трехтонной бомбой это немного. Но по сравнению с дроном это много. Разрушения могут быть серьезными. Ракеты ATAСMS оснащаются как обычной осколочно-фугасной БЧ, так и кассетными боеприпасами. Последняя кассетная модификация имеет 275 суббоеприпасов и ту же самую дальность 300 км. Разлетаясь по большой площади, суббоеприпасы могут вести себя совершенно безобразно. Наиболее эффективен комбинированный удар ракетами, оснащенными обычными и кассетными БЧ.

Судя по опубликованным снимкам разрушенного в Луганске жилого дома, ракета перед встречей с целью летела по стандартной баллистической траектории под углом примерно 45 градусов. Основная сила удара пришлась по верхним этажам, часть крыши дома не пострадала. Бомбы так не падают.

Я уже сказал, что комплекс С-300ПМ против ATACMS бессилен. СМИ сообщают, что с ракетами может бороться комплекс С-400. Но, внимательно рассмотрев многочисленные фотографии С-400, могу сказать следующее. Ни на одной фотографии С-400 нет РЛС программного обзора. РЛС кругового обзора есть. РЛС подсвета и наведения есть. Но ни одна из них не сможет работать по баллистическим ракетам.

Почему? Боевая работа по перехвату сверхзвуковой маневрирующей цели разбита на секунды. Эту работу человеку помогает сделать автоматизированная система управления. Но кнопку пуска на конечном этапе нажимает человек.

Боевая работа по перехвату баллистической цели разбита уже не на секунды, а на десятые доли секунды и выполнить ее не может ни один человек в мире. Даже самая максимальная реакция натренированного человека не позволит это сделать. Поэтому система управления противоракетной обороной не автоматизированная, а автоматическая. Никакой кнопки пуска нет. Все операции «от поля до прилавка» выполняет не человек, а автоматика. Если в составе комплекса перехвата нет РЛС программного наведения, то перехват баллистической цели невозможен.

Вероятно, единственным эффективным комплексом, способным бороться с ракетами ATACMS, был и остается С-300В в модернизированном варианте С-300В4. Он имеет и РЛС программного наведения и мощную скоростную противоракету. Есть одна проблема.

Комплекс С-300В4 очень дорогой. Его сборка настолько сложна, что серийное производство невозможно. Возможна только поштучная сборка силами высококвалифицированных рабочих. Даже во времена СССР, когда на заводах работали по 10 – 15 тысяч человек, включая огромные коллективы высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, даже в эти времена было выпущено ограниченное количество комплексов С-300В. Хватит ли их сегодня для защиты ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, Белгородской, Курской, Ростовской, Московской, Ленинградской и других областей, неизвестно.

Русское оружие всегда славилось тремя золотыми качествами: невысокая стоимость, простота в изготовлении и надежность в эксплуатации. У американцев на складах 3000 ракет ATACMS. Это, не считая сотен тысяч единиц другого тактического оружия и боеприпасов. Если мы за ними погонимся, забыв про золотое правило, то останемся без штанов.

Известно, что система обороны от баллистических ракет стоит в три - пять раз дороже самих баллистических ракет. Простой пример. Для работы системы противосамолетной и противоракетной обороны необходимы как минимум четыре радиолокатора: обзорная РЛС, РЛС наведения, низковысотная РЛС и программная РЛС. Все они очень дорогие. Баллистическим ракетам ничего этого не нужно.

Другой пример. Средства системы ПРО должны располагаться по всему периметру обороняемого района и не иметь мертвых зон. Все комплексы тактических баллистических ракет сегодня самоходные. Их не надо расставлять по всему периметру. Их может быть гораздо меньше, чем средств ПРО. Обладая мобильностью, они могут очень быстро оказаться на любом ослабленном участке фронта и нанести удар.

В СССР разрабатывались многочисленные проекты средств систем ПВО и ПРО, включая недорогие. В 1952 году в НИИ-88 (ныне – ЦНИИмаш) под руководством главного конструктора Д.Д.Севрука создавался ракетный комплекс с неуправляемой зенитной ракетой «Чирок» для борьбы с низколетящими самолетами. Пусковая установка «Чирков» состояла из четырех контейнеров по 30 стволов. Каждый контейнер отдаленно напоминал «Катюшу».

Одна установка давала залп из 120 ракет, боевые части которых разрывались на определенной высоте и создавали сплошной барьер из десятков тысяч осколков. Севрук считал, что ни один низколетящий самолет не сможет преодолеть этот барьер, не получив пробоины. Батарея или полк «Чирков» могли справиться с любым воздушным нападением.

«Чирок» проходил испытания на полигоне Капустин Яр. Однажды полигон посетил министр обороны Г.К.Жуков. Понаблюдав за стрельбой, он остался доволен и назвал пусковую установку «гусятницей», имея в виду ружье, стреляющее дробью. С тех пор установку Севрука так и называли «густяницей».

К сожалению, советские военные в те годы страдали двумя болезнями. Все они требовали от промышленности только управляемые ракеты и только управляемые ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями. О том, как дорого все это стоит, никто не задумывался. В 1957 году Министерство обороны отказалось от «Чирка», хотя ТТЗ было полностью выполнено. Позже специалисты ОКБ Севрука рассказывали мне, что «Чирок» мог бы стать отличным оружием для борьбы с дронами, крылатыми и тактическими баллистическими ракетами, которые появились позже. Надо было довести его «до ума» и дать ему хорошие современные РЛС. Занимались подобными системными и Конструкторское бюро машиностроения в Коломне, и другие организации.

Во времена СССР эти направления развития не получили, так как государственное ценообразование регулировало все цены всего выпускаемого оружия. Цены на продукцию оборонного комплекса искусственно держались на самом низком уровне, никакой дороговизны не было. В начале 1980-х годов сверхсложная, насыщенная современной электроникой ракета комплекса С-300ПМ стоила 15 000 рублей – столько же, сколько стоил безнадежно устаревший автомобиль «Волга» ГАЗ-24, вообще не имеющий никакой электроники. При таком ценообразовании государство теряло на оружии, но приобретало баснословные прибыли от продажи автомобилей и другого ширпотреба, что позволяло выпускать огромное количество ракет и не уступать Америке.

Сегодня оружие в России стоит очень дорого. Многие виды вооружения экономика страны просто не тянет. Именно поэтому я и советую работникам ОПК залезть в секретные архивы, основательно их потрясти и найти среди советских разработок такие, которые позволят без существенных затрат создать высокоэффективную систему защиты и от баллистических ракет, и дронов всех потенциально опасных территорий России от Луганска и Донецка до Уральского хребта.

Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!

Михаил Первов