Найти тему

7 африканских традиций и обычаев, ужасающих туристов

Оглавление

Между нами, жителями Российской Федерации и гражданами африканских стран, с точки зрения строения человеческого тела или генетических различий, практически нет никакой разницы. Однако между среднестатистическим обитателем нашей необъятной страны и жителем африканского государства присутствует великая разница в восприятии мира. И чем дальше турист будет отдаляться от развитых центов африканского континента, углубляясь на территорию самобытных и уникальных племён, чьи жизненные устои и традиции во многом застряли на границе каменного века, тем больше будет увеличиваться эта разница.

Сегодня, в подтверждение этих слов, я подготовил для вас Топ-7 уникальных традиций и обычаев Африки, которые неизменно шокируют туристов, если они впервые видят это своими глазами. Но осуждать или оценивать субъективно ту или иную традицию и обычай, с нашей стороны, как минимум неверно. Просто потому, что мы находимся в разном пространстве моральных ориентиров, а также правил социального поведения и устройства общества.

1. Конкурс красоты среди кочевников Нигера

На территории Нигера, подле небольшого города Ин-Галл, в честь окончания сезона дождей, ежегодно проводится своеобразный конкурс красоты среди мужчин, который иногда встречается в Сети под названием «Фестиваль кочевников».

Организаторы фестиваля – представители народа водабе. И, исходя из названия фестиваля, можно без труда понять, что является главным жизненным предназначением для представителей племени – гнать от пастбища к пастбищу огромные стада коров и/или коз, которые являются и главной драгоценностью в жизни, и источником пищи, и средством расчёта.

Когда-то в незапамятные времена фестиваль возник стихийно, так как именно в равнинах у бассейна крупной реки неподалёку у Ин-Галла, представители разных племён ежегодно собирались для того, чтобы насытить свои стада перед дальнейшим перегоном скота на юг. Так как большую часть жизни разные племена живут обособленно, именно это время стали использовать как прекрасный момент зачинания нового брака и обмена свежей кровью между родами, что и стало основанием для проведения фестиваля.

-2

В рамках мероприятия, молодые мужчины, достигшие брачного возраста, устраивают настоящий парад, с песнями, танцами и демонстрацией своих особых талантов, чтобы привлечь внимание как можно большего количества девушек детородного возраста.

Фестиваль длится три дня. И если посмотреть на фотографии этого мероприятия, то можно без труда понять, насколько важным праздником, в представлении местных племён, он является. Здесь и красивые, кочевые костюмы, и яркий макияж у молодых и подтянутых представителей сильного пола.

А возмущение этот фестиваль вызывает у неподготовленных зрителей с высокими моральными ценностями, поскольку результатом данного фестиваля становится создание множества новых пар и далеко не всегда среди людей, свободных от брака...

Кстати, о браке. У племени водабе принято заключать браки между членами одного рода, чтобы потом не возникло проблем с наследством. Однако, несмотря на это, племя все еще не выродилось... Все благодаря любви и этому фестивалю в том числе. На нем знакомятся молодые люди из разных кланов, и некоторые парочки сбегают. Если ко времени обнаружения беглецов, те успели приготовить и съесть овцу, то брак между ними считается заключенным.

-4

2. Конкурс ожирения в Эфиопии

Ещё более колоритным зрелищем является ежегодный конкурс ожирения, проводимый в Эфиопии. По своей сути данное мероприятие – это тот же самый фестиваль, что и в Нигере. Однако в данном государстве существуют свои представления о мужской красоте. И главная черта самого выигрышного и притягательного мужского образа для представительниц прекрасного пола – это настоящее и нездоровое ожирение. Причём главная «красота» потенциального жениха – это огромный, выпирающий живот.

Ради подготовки к такому конкурсу, молодые мужчины, которые хотят урвать себе лучшую невесту, за несколько месяцев до мероприятия удаляются в специальный дом, чтобы начать свою подготовку. Подготовка воистину уникальна – как можно больше спать, как можно меньше двигаться и всенепременно употреблять невероятное количество коровьей крови и молока, чтобы обрасти самой большой жировой прослойкой среди прочих кандидатов. Более того, такая подготовка является очень важным и ответственным делом, ибо в рамках общего фестиваля каждый клан выставляет своего самого лучшего «толстячка», чтобы на целый год стяжать заслуженную славу и почёт племени, которое породило на свет такого видного красавца.

Туристы, прибывающие на фестиваль, неизменно поражаются тем, что главные триумфаторы конкурса красоты, чаще всего, устало стоят или сидят на одном месте, так как за несколько месяцев безделья у них слабеют мышцы. Но прекрасные эфиопки буквально очаровываются этими «чёрными сумоистами» и с удовольствием выскакивают замуж за носителя самого большого живота.

Для чего и почему? Европейскому жителю не понятно – традиция-с.

-5

3. Отдельное проживание жён и мужей

Не секрет, что во многих африканских племенах представительницы прекрасного пола – угнетаемый класс общества, который, в общем-то, должен служить двум главным целям – обеспечивать все «хотелки» и прихоти мужчин, а также исправно рожать и воспитывать детей до определённого момента.

Но особенно такое ущемляемое положение по отношению к женщинам демонстрируются в Кот-д'Ивуаре, в племени Джео, так как именно здесь жена может пересекаться со своим мужем только по большой необходимости. Всё остальное время женщина, вместе с детьми, живёт в отдельном доме, стараясь как можно меньше показываться на улицу без надобности. Причём именно муж выбирает, когда навещать свою супругу и своих собственных детей, отвлекаясь от самого важных дел в своей жизни – охоты или полного ничего-не-делания.

Фактически такое положение вещей ставит женщину в положение бесправной вещи, чьё поведение и благосостояние целиком и полностью зависит от мужчины.

4. Брак как имущественная сделка

В племени зулусов вообще особенное отношение к браку, ибо полноценным членом общества считается только женатый мужчина или замужняя женщина. Все остальные воспринимаются либо «юными несмышлёнышами», недостойными даже рукопожатия, либо обычными и грязными (с точки зрения ауры) вдовами и вдовцами, которые не имеют сил и средств, чтобы изменить ситуацию.

К слову, о средствах: в любой зулусской семье брак заключается исключительно исходя из материальных соображений и, по сути, представляет собой самую крупную имущественную сделку в жизни. Именно поэтому среднестатистическая зулусская семья начинает готовиться к браку заранее, так как молодому мужчине нужно предоставить крупный выкуп, чтобы приобрести себе приглянувшуюся девушку.

После выполнения этого условия девушка целиком и полностью переходит в собственность своего супруга и становится этакой вещью. При этом количество жён ограничивается только богатством отдельно взятого мужчины. Поэтому многие самые успешные зулусы хвастают друг перед другом количеством жён, как среднестатистический европеец хвастает перед соседом наличием автомобиля дорогого класса.

Этот 90-летний африканский ловелас купил себе новую жену за 1 миллион нигерийских найр - (59000 рублей!)
Этот 90-летний африканский ловелас купил себе новую жену за 1 миллион нигерийских найр - (59000 рублей!)

В этом племени также присутствует так называемый «обычай сорората» - определённая форма заключения брака, когда выгодный жених, чтобы не ходить в чужую семью два раза, сразу предоставляет выкуп и заключает брак с двумя сёстрами.

В зулусских семьях существует своя короткая социальная лестница наверх для представителей прекрасного пола. Особо удачливая невеста, первой родившая сына – главного продолжателя рода, обязательно назначалась «великой женой», отчего начинала обладать властью над другими женщинами. Но было крайне важно, чтобы первенец сохранил статус наследника, ибо отец и муж мог в любой момент назначить главным наследником другого мальчика, и тогда статус «великой жены» переходил к другой женщине.

Зулусские селения – отражение главного концепта обустройства общества.

-7

Грубо говоря, любое селение подразделяется на отдельно взятые подворья, внутри которых обычно живёт один мужчина и две-четыре женщины с детьми. Когда ребёнок становится мужчиной, он получает своё право завести две-четыре жены, с которыми селится неподалёку, выстраивая своё подворье. Пять-шесть глав крупных семей организуют свой клан, который и становится «костяком» любого селения.

Главное предназначение мужчины – это защищать селение, ходить на охоту и управлять собственным хозяйством. Именно поэтому туристы нередко подвергаются настоящему шоку, когда видят беззаботно шагающего мужчину, с одним лёгким копьём в руке, а за ним вереницей могут следовать несколько сгорбленных женщин, до предела нагруженных связками хвороста.

-8

5. Брак только после беременности

У зулусов присутствует и ещё одна презабавная традиция: мужчина, чтобы убедиться в «профпригодности» жены, может настаивать на том, чтобы она пришла в его семью уже беременной. О сохранении девичьей чести здесь никто не беспокоится – она вообще не имеет какой-либо значимой ценности для представителей зулусского народа. Вместо этого у каждого уважающего себя селения строится специальная хижина, где потенциальный жених, доказавший свою платёжеспособность, может преспокойно общаться с перспективной девушкой. А вот когда беременность уже наступила, то за такую невесту не грех и стадо коров отдать, ибо она принесёт намного больше пользы, народив кучу детишек – продолжателей рода, помощников, а то и вообще «выгодных красавиц», за которых, в своё время, богатые женихи пригонят сразу несколько стад.

Так что «бизнес» - прежде всего. Даже в таких тонких вопросах, как обустройство брака.

6. Король Зулусов – главный жених

Естественно, что статус главного жениха, так или иначе, принадлежит королю Зулусов, в чьём подчинении находится свыше 10 миллионов представителей данного народа. Именно поэтому, раз в год, у королевского дворца происходит так называемая церемония «танца тростника», которая собирает в одном месте от 10 до 12 тысяч девушек сразу.

-9

При этом важное условие участия в танце – это "чистота" возможных избранниц короля и эталонное здоровье, что подтверждается тщательным медицинским обследованием.

Во время церемонии девушки, одетые в набедренную повязку и украшения, перемещаются в видимом пространстве по широкому полю с большими побегами тростника, чья длина достигает 5 метров. Задача непростая. Нести тростник нужно долго и ни в коем случае не уронить, ибо позор...

При этом король имеет полное право вообще никого не выбирать. Но это вовсе не означает того, что «танец тростника» проходит зря – на этот фестиваль со всех концов королевства пребывает огромное количество мужчин, которые неизменно разбирают себе большую часть «бесхозных» невест.

7. Власть женщин

В подавляющем большинстве африканских племён присутствует патриархат. Однако есть и матриархальный уклад общества, что хорошо видно на примере племени Нуба.

Женщины этого племени, как хранительницы очага и матери нынешних и будущих детей, имеют самое привилегированное положение в обществе. Визуально они очень сильно отличаются от других африканок, так как наголо бреют волосы на голове, после чего надевают специальные головные уборы, собранные из костей животных, хвостов, панцирей улиток, веток и высушенных трав.

Изменять своей женщине в таком племени – тяжелейшее из преступлений. Поэтому у некоторых представительниц племени Нуба можно увидеть ожерелья, главное украшение которых – отрубленные и высушенные фаланги пальцев неверных мужей.

Неподготовленного туриста, в прямом смысле этого слова, может сшибить с ног тот запах, который исходит от женщин. Дело в том, что «местными духами» считается особая смесь на основании животного (и не только животного) жира.

-11

Главная антропометрическая отличительная черта женщин в народе Нуба – очень длинные ноги. Именно поэтому, с точки зрения визуального восприятия, они являются весьма симпатичными особами не только для «местных» мужчин, но и для большинства представителей мужского пола на земном шаре. Особенно красива сверкающая тёмная кожа, что, вкупе с высоким ростом, автоматически делает практически каждую женщину этого племени полноценной моделью.

-12

Исходя из особенностей матриархального уклада общества, именно невеста выбирает себе жениха. Причём мужчина не видит, кто на него положил взгляд. Вернее – ногу, так как выбор делается в танце и отмечается водружением конечности на плечо представителя сильного пола. Мнение мужчины в расчёт не берётся – он выбран и точка.

-13

До недавнего времени в племени Нуба вообще не существовало частной собственности и социального расслоения населения. Однако с приходом цивилизации многие мужчины стали подряжаться на заработки, отправляясь в дальние города Судана. Более того, в какой-то момент местное правительство буквально вынудило представителей племени Нуба облачить свои тела в одежду, которую они раньше отрицали, отчего началось не только расслоение общества по доходам, но и серьёзно пострадал сам матриархальный уклад.

Если вам понравилась статья, не забудьте подставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.