Студент: Гладков Артем Сергеевич
Руководитель: Наринская Алена Евгеньевна, преподаватель
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский технологический колледж»
(г. Хабаровск)
Статья посвящена распространенной проблеме нечитающего молодого поколения и ее решении.
Ключевые слова: литература, книги, чтение, образование, русские писатели, современные писатели.
Введение
В последние годы мы наблюдаем тенденцию снижения интереса к чтению среди молодежи. Это явление вызывает тревогу у педагогов, родителей и исследователей, поскольку чтение играет ключевую роль в развитии интеллекта, критического мышления и воображения. Разберем причины этого явления, его последствия и возможные пути решения.
Причины проблемы
Чтение всегда было фундаментальной частью человеческой культуры и развития. Однако, в условиях стремительного технологического прогресса и изменения привычек досуга, все больше молодых людей отворачиваются от книг. Прежде чем искать пути решения этой проблемы, необходимо глубже понять ее корни. Мы рассмотрим основные причины, по которым современная молодежь теряет интерес к чтению:
1. Развитие технологий.
2. Отсутствие интереса к чтению.
3. Изменение культуры досуга.
Современные технологии, такие как смартфоны, планшеты и компьютеры, предоставляют множество альтернативных форм досуга. Социальные сети, видеоигры и стриминговые платформы конкурируют с книгами за внимание молодежи, которое, в свою очередь, предпочитает интерактивные формы контента больше, чем чтение традиционных книг из-за более быстрого доступа к информации и развлечениям. В большинстве своем, молодое поколение не видит надобности в чтении, так как не понимает ее значимость, а ведь благодаря книгам мы становимся более эрудированными и увеличиваем свой словарный запас. Книги, требующие времени и концентрации, часто проигрывают в этой конкурентной борьбе.
Из проведенного автором данной статьи анкетирования можно понять, что большинство студентов считают именно классическую литературу очень скучной. А ведь именно ее нас заставляли читать в начальных классах, что, в свою очередь, и привило негативное отношение к классической литературе.
Последствия
Кто бы мог подумать, но отказ от чтения несет за собой определенные последствия. К огромному сожалению множество подростков знают об этом, но все равно ничего с этим не делают, ссылаясь на нехватку времени или на другие более важные, по их мнению, дела. Итак, мы выделили такие последствия как:
1. Снижение уровня грамотности.
2. Ограничение кругозора и креативности.
3. Проблемы с критическим мышлением.
Нечитающая молодежь часто испытывает трудности с грамотностью и письмом, это негативно сказывается на их академической успеваемости и будущей профессиональной карьере. Чтение способствует развитию воображения и расширению кругозора, недостаток чтения ограничивает личностное и интеллектуальное развитие. Книги стимулируют аналитическое мышление и умение критически оценивать информацию, но отказ от чтения может привести к поверхностному восприятию мира. То есть, если говорить простыми словами, отсутствие чтения в жизни человека способствует его деградации.
Также хочется отметить, что чтение художественных произведений позволяет погрузиться в мир другого человека, понять его чувства и эмоции, что способствует развитию эмпатии и пониманию окружающих. Еще отказ от чтения несет за собой утрату возможности для творческого вдохновения: чтение литературы может вдохновлять на собственные творческие проекты и идеи, поэтому отсутствие этого стимула может привести к утрате творческого потенциала.
Эти и другие последствия отказа от чтения литературы подчеркивают важность постоянного обогащения своего интеллектуального и эмоционального мира через книги и художественные произведения.
Решения проблемы
Но не стоит отчаиваться. Как и любая другая проблема, эта имеет множество решений:
1. Интеграция технологий и чтения.
2. Популяризация чтения в семье и школе.
3. Поддержка современных авторов и литературы.
4. Образовательные реформы.
Создание и популяризация электронных книг, аудиокниг и интерактивных приложений для чтения может привлечь молодежь, привыкшую к цифровым форматам. Родители и учителя должны активно поощрять чтение, демонстрируя личный пример и создавая позитивную атмосферу вокруг этого занятия. Проведение совместных чтений, обсуждений и литературных клубов может стимулировать интерес к книгам.
Молодежь зачастую не интересуется классической литературой. Поддержка современных авторов, которые пишут на актуальные для молодежи темы, может повысить интерес к чтению. Внедрение программ, направленных на развитие навыков чтения и анализа текста, может повысить уровень грамотности среди учащихся. Важно сделать чтение частью учебного процесса на всех этапах образования.
Как выше уже было сказано автор данной статьи провел исследование, в ходе которого выяснилось, что молодое поколение считает классическую литератур скучной. Поэтому, для повышения читательской активности, мы составили рекомендацию нескольких книг современных авторов. Были взяты книги с самым высоким рейтингом в своем жанре на электронном сервисе «Litres».
Рекомендации
1. «Первый день весны», Нэнси Такер
Самая страшная тюрьма – та, что внутри тебя…
Девочка-детоубийца… Как такое возможно? Автор, детский психотерапевт, дает исчерпывающий и пробирающий до костей ответ. Вы увидите привычный мир под другим углом, глазами ребенка, чье сознание сбито с пути, искорежено эмоциональным и физическим голодом. Вы ощутите его так, как ощущает Крисси Бэнкс.
Ей восемь лет, и она лучше всех в округе стоит на руках, ходит по оградам и крадет сладости. А еще у нее есть секрет. Только что она убила мальчика. Соседские матери перепуганы до смерти, их ужас передался и детям. А у Крисси в животе словно бурлят лимонадные пузырьки. Она чувствует себя всемогущей. Убив, Крисси обрела силу, которой никогда не давал ей родной дом, где еды почти нет, а любви – еще меньше…
Через много лет Крисси живет под вымышленным именем и растит дочь, стараясь дать ей детство, которого не было у нее самой. Панически боится, что девочка станет такой же, как она, и делает все, чтобы этого не допустить. И тут эти проклятые телефонные звонки… Кто-то знает, кем она была и что сделала. Пришло время взглянуть правде в глаза: возможно ли прощение и избавление от прошлого для такой убийцы, как она?
Авторы и поклонники самых разных жанров сходятся в высочайшей оценке этого смертельно прекрасного повествования. Книга о том, как из повседневности вырастает убийца. Не просто убийца, а девочка-детоубийца. Автор, дипломированный специалист по экспериментальной психологии и детский психотерапевт, подробно и страшно показывает, как возможен это не укладывающийся в голове парадокс.
2. «Мы – Легион. Мы – Боб», Деннис Тейлор
Наши дни. Боб Йоханссон только что продал свою преуспевающую компанию по разработке программного обеспечения и теперь с нетерпением ждет свободной жизни. Есть время для себя: можно путешествовать, можно читать книги, смотреть фильмы и сериалы, играть в видеоигры. Жизнь застрахована в криогенной компании. Но судьба несправедлива, и Боб гибнет на переходе через улицу.
117 лет спустя. Боб просыпается после разморозки и обнаруживает, что труп лишен человеческих прав, и теперь он является собственностью государства. Боба загружают в компьютерную систему, и он становится управляющим ИИ в межзвездном зонде, ищущем планеты для колонизации.
Ставки высоки: если он откажется – его удалят, если согласится – станет мишенью для конкурентов. Другие страны тоже запускают зонды, а их ИИ шутить не будут.
Самое безопасное место для Боба – в космосе, чем дальше от Земли, тем лучше. По крайней мере, он так думает. Но вселенная полна обитателей, а нарушители границ их бесят – чрезвычайно бесят.
3. «По эту сторону. Дом с секретом», Ольга Назарова
Иногда всё может оказаться не тем, чем кажется – и любящий муж, вовсе не любящий, и лучшая подруга отнюдь не подруга, а семья единодушна в том, что Тане надо вернуться обратно к мужу. А что? Больше-то она точно никому и не нужна. И что остаётся? Съёмная квартира в старом доме рядом с ветклиникой, где работает Татьяна, да мышка, вышедшая к ней из угла.
Ну, кто бы знал, что и дом этот вовсе не обычный, и мышь совсем не мышь, хоть и похожа! Да мало ли кто на кого похож… Вот ворон, влетевший в окно, ударившись об пол, запросто становится ершистым черноволосым пареньком, а рыжий кот, появившийся у Тани в качестве пациента, прекрасно разговаривает по-человечески. Ветеринар c необычными помощниками, легко переводящими то, что хотят сказать животные, это же мечта!
Настоящая мечта, ставшая явью для того, кто хочет открыть ветклинику и гостиницу для не совсем обычных пациентов. И пусть они не всегда просты в общении или безопасны, но иногда всё может оказаться не тем, чем кажется...
Заключение
Проблема нечитающего молодого поколения является комплексной и требует системного подхода к ее решению. Интеграция современных технологий, популяризация чтения в семье и школе, поддержка современной литературы и образовательные реформы могут способствовать восстановлению интереса к книгам и развитию грамотности среди молодежи. Только совместными усилиями можно изменить сложившуюся ситуацию и обеспечить интеллектуальное развитие будущих поколений.