Долго подбирал лодку для дальней экспедиции "Два великих озера". Задача - на вёсельной лодке пройти по рекам 800 километров из озера Хубсугул в озеро Байкал. Из них 150 километров через всё монгольское озеро Хубсугул. Основная проблема - мелководье, а значит лодка должна быть с плоским дном и иметь хорошую скорость на вёслах, чтобы можно было пройти такое расстояние за 20 дней.
Сложность в выборе лодки. Почему не простая байдарка или надувная лодка?
Эгийн-Гол - единственная, вытекающая из озера Хубсугул река, растекается на множество мелких рукавов или течет по долине тонким потоком так, что и воробью становится по колено. Первые километров 15-20 по р.Эгийн-Гол нам придётся в буквальном смысле тащить лодку на верёвочке, бредя по реке. Далее, судя по спутниковой карте, река стекается в одно русло и станет проходимой для лодок.
Протащить 15-20 километров лодку с припасами и снаряжением по мелям вдвоём непростая затея. В 2015 году ребята на байдарке "Таймень-2" не смогли этого сделать, уж больно глубоко сидит в воде килеватая байдарка, нужна лодка с плоским дном, которая будет иметь меньшую осадку.
Почему не надувная лодка?
Скорость на вёслах у надувной лодки слишком неспешная, реку переплыть с берега на берег можно, а вот пройти восемь сотен километров слишком утомительно.
Исходя их вышеизложенных критериев, я выбрал надувную лодку из материала AirDeck (аирдек). Достоинство - твёрдое и плоское дно, в лодке можно спокойно стоять. Борта так же из этого материала, длинна 5.2 метра, ширина кокпита 90 см. Вес 25 кг. У заводской лодки куча недостатков, которые мне ещё как-то исправить. Смотрите видео.
Почему не моторная лодка?
Во первых, это не спортивно, на моторе каждый может. Во вторых, негде брать топливо, а в третьих, слишком мелко, даже для байдарки "Таймень", протащить по мелям даже её было не возможно, а моторка с топливом - это не байдарка весом в 20 кг. Представляете сколько литров топлива нужно для лодки на 800 км?
Вместимость лодки?
Ещё один не маловажный критерий - вместимость. Наш поход по сути автономный, всё своё на 20 дней нужно тащить с собой. Основной вес - продукты. На фото наша лодка в походе.
Что мы будем делать, если пойдёт дождь?
Если время будет поджимать, придётся надевать плащи и идти. В дождливую погоду планируем пережидать на берегу, попивая чай у костра и слушая как капли стучат о тент.
Тяжело ли будет грести?
На удивление, грести не тяжело, мы же не на гонках, спешить некуда. Устал - отдохни. Большую часть маршрута мы пойдём по течению, скорость которого 5-6 км/час. Наша цель не рекорд скорости, а пройти никем не пройденный маршрут, получая удовольствие.
План экспедиции
Озеро Хубсугул протяженностью 150 км планируем пройти за 4-5 дней. Далее по течению по реке Эгийн-Гол почти 500 км до слияния с р.Селенга. По Селенге до Сухэ-Батора ещё примерно 250 км вниз по реке. В Сухэ-Баторе нам предстоит оставить гребные лодки, пересечь границу и в п.Наушках пересесть на моторные тримараны, чтобы продолжить наш путь по Селенге. На тримаранах пересечем Байкал и прибудем в Иркутск. Обязательно посетим столицу монголии Улан-Батор и знаменитый национальный исторический музей, проведём в столице несколько дней.
Проект лодки для мелководья
На фотографии проект катамарана для дальних переходов. К сожалению, так и не дошли руки воплотить его в жизнь.
Приглашаю желающих в это уникальное путешествие!
Если не сейчас, то когда!?
Желающих приглашаю в эту экспедицию. Старт 1 августа из Иркутска, финиш в Иркутске 25 августа. Если не сейчас, то когда!?
Автор Рудольф Кавчик, июнь 2024
Однажды, я уже покорял Хубсугул в одиночку, обойдя озеро вокруг, преодолев 400 километров. Тогда-то и возникла идея экспедиции "Два великих озера" из Монголии в Байкал. Смотрите серию фильмов о моём путешествии.