В Малом зале «Зарядья» музыку итальянского барокко представила Людмила Фраёнова и солисты «Пратум интегрум».
История музыкального исполнительства знает немало имен музыкантов-мультиинструменталистов: хотя это по-прежнему нетривиальное явление, но все же далеко не эксклюзив. А вот музыкантов, выступающих на равных и в инструментальном, и в вокальном жанре – еще поискать. Одно из таких немногочисленных имен на российской концертной эстраде Людмила (или Мила – как нередко бывает указано в афишах: видимо, артистка предпочитает такую форму своего имени; в данном концерте конферансье объявлял ее двояко) Фраёнова, которая известна и как скрипачка, и как вокалистка.
Выпускница Московской консерватории и лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, Фраёнова выступает в двух ипостасях, причем на одних и тех же концертах – и играет на барочной скрипке, и поет. Как ее голосу, так и ее скрипке аккомпанировали такие коллективы как Jerusalem baroque orchestra, Questa musica, Tempo Restauro, Bach consort, Alta capella, Pocket symphony, Pratum Integrum, Baroccada, что, несомненно, говорит в пользу признания ее талантов коллегами-профессионалами: ее претензии на «музыкальную двуликость» - это не только амбиции Фраёновой, но и действительно вызывающие уважение достижения артистки. Если ее скрипка объективно заточена на старинный репертуар, то ее вокал не ограничен лишь барочной музыкой, в частности, не так давно в галерее «Нико» под аккомпанемент Юрия Фаворина Людмила Фраёнова пела вокальные сочинения Клода Дебюсси и Сезара Франка.
Концерт в Малом зале «Зарядья» был посвящен более ожидаемому – музыке итальянского барокко. Великие имена – Монтеверди, Вивальди – соседствовали с более эксклюзивными авторами – Кариссими, Строцци, Пандольфи, Марини, Бонончини. Фраёнова выступила в сопровождении терцета (скрипка, виолончель, континуо) солистов оркестра «Пратум интегрум»: как вторая скрипачка она исполнила с коллегами лишь два сочинения, открывавших и закрывавших концерт – Сонату для двух скрипок Марини и Фолию Вивальди. Кроме того ее коллеги также подарили слушателям и чисто инструментальные сочинения – Сонату для скрипки и баса континуо Пандольфи, Сонату для виолончели и континуо ля минор Бонончини и др.
Однако основное внимание все же было отдано вокальному искусству – Людмила Фраёнова исполнила более полудюжины барочных арий: пение стало доминантой 80-минутного концерта без антракта, собравшего немногочисленную, но преданную (это чувствовалось по настрою зала) публику артистки. Монтеверди (арии Quel sguardo и Zefiro Torna) и Вивальди (кантата All’ombra di sospetto) соседствовали с Кариссими (E’bello l’ardire) и Бонончини (две арии Альмирены из оперы «Гризельда») – несмотря на относительную краткость программы, получился представительный экскурс в различные стили и временные пласты итальянского барокко.
Голос Фраёновой не поражает ни богатством обертонов, ни исключительными тембральными характеристиками, ни мощью звучания – впрочем, последнего в исполняемой музыке и в формате камерного зала и не требовалось. Его основные достоинства – приятный тембр лирического сопрано, компактного и ясного, и исключительная интонационная точность, поистине инструментальная, столь логичная для скрипачки-виртуоза. В условиях вечно подозрительного, постоянно ползущего строя аутентичных инструментов пение Фраёновой становилось настоящим камертоном, той путеводной звездой, что прочерчивала уверенную траекторию исполняемой музыки, мелодически и гармонически очевидной любому европейскому уху.
Помимо упомянутых плюсов нельзя не отметить убедительную выразительность, музыкальность певицы – совсем неизвестные по большей части широкой публике сочинения, даваемые без перевода текстов, тем не менее, становились благодаря ее искусству, уместной экспрессии для слушателей абсолютно понятными – тут меланхолия и созерцательность античной нимфы, в другом месте – гнев и ажитация оскорбленной высокородной властительницы. Стоит упомянуть и уверенное владение верхним регистром, в котором голос Фраёновой буквально расцветает, приобретая дополнительные притягательные характеристики – сами по себе верхние ноты в исполняемых ариях не экстемальны, но, тем не менее, у певицы они звучат свободно и красиво. Виртуозные пассажи были исполнены на достойном уровне, продемонстрировав пластичность голоса певицы, владение ею приемами колоратурного пения на высоком уровне. Но особенно порадовала слушательское ухо нежная кантилена исполнительницы, умеющей выпевать долгие фразы, прочерчивать витиеватые линии исполняемых мелодий – а это уже бесспорно владение стилистикой барочного бельканто.
Безусловным достоинством концерта стал гармоничный ансамбль между голосом и сопровождением: первый по праву был на переднем плане, но вместе с тем, рождалось ощущение его вплетенности в общую структуру сочинений, равноценности вокальной и инструментальной строчек. Музыканты чутко улавливали малейшую модуляцию голоса, их взаимодействие было не только математически точным, но и по-настоящему сотворческим, дружеским; певица при этом, безусловно доминируя (что предполагает жанр), никогда не выпячивала свое присутствие в исполняемых опусах, удачно находя баланс с инструментальным аккомпанементом, что говорит о ней как невероятно чутком музыканте.
10 июня 2024 г., "Играем с начала"