Найти тему

Так зарождалась Русь // Зарождение Русской государственности

Привет! Данная статья является текстовым вариантом выпуска №1 "Так зарождалась Русь" подкаста "Истории Про Историю", который можно послушать на всех площадках! Также у подкаста есть социальные сети (см. в профиле). Приятного прочтения!

Вообще, говоря о государственности, нужно сказать, а что это вообще такое эта ваша государственность. Государственность означает, что какое-то общество (например, нация или народ) имеет своё государство. Это такой особый признак, который говорит о том, что у этого общества есть свои законы, правила и институты управления этим самым обществом.

Прямо сейчас восток и юг Европы заселены преимущественно славянами, но ученые до сих пор не пришли к единому мнению, а как вообще славяне пришли в Европу и откуда. Историки рассматривают две основные версии. Первая это то, что славяне здесь были испокон веков и вообще коренное местное население. Такое население умные дядьки в халатах еще называют «автохтонное», но не суть. Вторая же версия, что жили себе славяне раньше в Центральной Европе, но потом рассосались и осели в вышесказанных районах, начали там жить-быть, а в центральной части практически не остались за ненадобность. И надо бы сказать, что большинство ученых склоняются, что версия с переездом братьев-славян из Центральной Европы на Юг и Восток, более правдоподобная, поэтому мы возьмем ее за основу и будем вести повествование так, будто так оно и было на самом деле.

Когда славяне притопали в Восточную Европу они с удивлением обнаружили, что там вообще-то жилплощадь не то, чтобы свободная, ибо жили там ребята финно-угры. По правде сказать, что славян, что финно-угров было настолько немного, что площади хватало всем и расселились они абсолютно спокойно и жили мирно бок о бок. Забегая вперед, скажу, что финно-угры в ходе этого процесса были ассимилированы славянами, то есть стали частью общества славян и приняли его обычаи, язык и традиции. А произошло это все потому, что культура славян была более развита и принять ее для финно-угров значило продвинуться вперед.

Не могу не сказать, что племен славян было очень много, но мы не будем заострять на этом наше внимание, ведь какой-то ключевой роли в теме нашего сегодняшнего разговора они не играют. Тем не менее племена славян отличались друг от друга и иногда довольно сильно, например самыми цивилизованными считались поляне. Центром полянской земли был город Киев, собственно, именно из-за их цивилизованности Киев и стал одним из центров Руси, но это я опять забегаю вперед, ну не могу сдержаться от спойлеров, такова душа-натура.

В то же время жили на севере от полян другие ребята – древляне. По словам, летописца Нестора, предположительного автора «Повести временных лет», древляне заметно отличались от более кротких и цивилизованных полян. Нестор называл их зверьем, живущим по-скотски и постоянно убивающих друг друга, жены у них общие, а невесты краденные. И тут можно было бы сильно удивиться, мол, каким образом два живущих столь недалеко друг от друга племени так сильно различаются, но есть несколько важных нюансов. Во-первых, не стоит как на духу верить всему, что писал Нестор. Истории известны случаи, когда киевские князья специально давали летописцам задание, так или иначе очернить врагов Киева и переписать историю на свой лад. А древляне, как раз, являлись непримиримыми врагами Киева, то есть технически это может быть как истиной, так и банальной пропагандой. Вот такая она, пропаганда первого тысячелетия нашей истории. А вообще на тему характера славян есть одна забавная шутка – «Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали...». Как известно, в каждой шутке есть доля шутки…

Кстати, о Несторе и его повести, что это вообще такое и с чем это едят. "Повесть временных лет" — это очень старая книга, которая рассказывает о событиях, произошедших в древней Руси. Создана она была примерно в 1110-х годах. Мы знаем о ней благодаря древним спискам книг, которые сделали в XIV—XVI веках. К сожалению, оригинал повести не сохранился и изучить его не представляется возможным. Эта книга была основой для многих других русских книг о тех временах.

Нестор же, в свою очередь, был мужиком, которого указали в одном из тех самых списках книг как автора «Повести временных лет». Причем только в одном единственном списке - Хлебниковском. Ряд историков вообще считают, что никакого отношения к написанию повести он не имеет и был упомянут вообще просто так. Но все же в современной историографии принято считать, что Нестор летописец был автором «Повести временных лет». Короче говоря, как и в ситуации с расселением славян мы примем на веру данный факт. По правде говоря, чем глубже в лес, тем толще партизаны, то есть чем дальше по хронологической линии от нашего времени, тем больше вещей, которые приходится принимать на веру, так как доказать или опровергнуть что-либо практически невозможно, но это явно тема для отдельного большого подкаста. Если интересно – дайте свой фидбек в соцсетях подкаста в описании!

Вернемся к нашим баранам. Ну вот жили себе славяне и жили, чего бубнить то, но возникает логичный вопрос, а как они жили то? Что делали?

На самом деле, как и почти все народы в те времена, славяне в основном занимались земледелием, то есть использовали читы на умножение еды путем помещения ее в землю и ожидания времени. Но тут есть одно очень большое НО, они занимались этим совсем не в привычном для нас всех виде.

Классическое на тот момент истории земледелие – пашенное, еще его называют плужным. То есть, когда ты используешь всяких волов, лошадей и иной тягловый скот вместе с различными пахотными орудиями, то есть соха, плуг и все прочее. Славяне же в обсуждаемом нами отрезке времени использовали подсечно-огневое и переложное земледелие. Давайте разбираться че это такое.

Подсечно-огневое земледелие это когда находишь лесок, подрубаешь там деревья, оставляешь их сохнуть на корню и просто их сжигаешь. Экология – привет. Потом после этого адского пожара достаешь из земли пни, кидаешь золу на эту землю и используешь этот участок пока у тебя там хоть что-то растет. Когда это что-то перестает давать даже какое-то подобие еды, ты забрасываешь этот участок и 25–30 лет не трогаешь его, пока там вновь не вырастут деревья и почва не восстановится. Цикл замкнулся, начинай по новой.

Переложное земледелие тоже процесс довольно «зажигательный». Выжигаешь траву в лесостепной зоне, золой удобряешь землю, рыхлишь ее немного и используешь также, пока почва плодородна. Но так как золы с травы куда меньше, чем с деревьев, то и использовать такой участок получалось куда меньше. Зато вернуться на него можно было уже лет через 8.

Что касается животноводства, тут славяне вообще не парились. Они их разводили мало, так как банально не было в этом нужды, а если нет нужды, то и зачем заниматься этим вопросом. А вот охота у славян играла важную роль в быте, но охотились они в основном на пушных зверей – белок, куниц, соболей. Еще была у них в быту такая интересная штука, которая называется бортничество. По сути своей это пчеловодство, но имеет ряд важных отличий.

В стандартном пчеловодстве домашние пчелы живут в ульях, пчеловоды контролируют, чтобы у них все было хорошо, собирают их мед и живут в таком своеобразном симбиозе. Бортничество — это когда ты собираешь мед диких пчел, которые живут в дуплах. Фактически ты сам делаешь дупло и надеешься, что туда прилетят пчелки и будут тащить тебе мед, ну а ты будешь его собирать, абсолютно не беспокоясь о том, как у них здоровье и нужен ли им психотерапевт. В старину на бортные деревья распространялись права собственности, вследствие чего они помечались разнообразными знаками, говорящими о принадлежности — знамёнами. Согласно Русской Правде, о который мы с вами в следующих выпусках обязательно подробно поговорим, человек, уничтоживший бортное знамя, был обязан уплатить штраф в размере 12 гривен — столько же платили за убийство холопа. За порчу дупла, принадлежавшего смерду, со злоумышленника взимали 2 гривны, княжеского — 3 гривны.

А куда же девали славяне все то, что добывали? Ну, разумеется, они использовали это все в своих нуждах, но также они охотно вели торговлю. А как и с кем торговали славяне?

Был такой торговый путь, «путь из варяг в греки». Это путь шел из Балтийского моря через реку Неву, Ладожское озеро, потом еще ряд водоемов, волоки до притоков Днепра и по Днепру уже в Черное море.

Давайте разберемся, что такое волоки и что с ними связано. Волок — это участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда с использованием грубой человеческой силы. То есть в нашем случае эти волоки были около Киева, чтобы перетаскивать суда из реки Ловать в реку Днепр. Делать это приходилось причем далеко не малое расстояние, путь из Ловати в Днепр был примерно 240 километров и большую часть времени приходилось использовать очень малые реки и физический труд.

Вообще нужно отметить, что богатство и развитие города напрямую зависит от того, проходят ли через него торговые пути, ведь любой уважающий себя правитель будет брать плату за то, что товары везут через его земли. Также купцов нужно накормить, напоить, поселить, им можно что-то продать и у них можно что-то купить. В общем выгода всем. Но вот тут возникало одно большое НО для купцов, которое было напрямую связано с теми самыми волоками, о которых мы только что с вами поговорили. Тащить корабли и лодки 240 километров вообще-то дело тяжелое и опасное, потому что там, где есть товар и деньги, там есть разбойники, которые вообще-то очень хотят самостоятельно распорядиться этими самыми товарами и денежками. Русский князь не дурак, был бы дурак не был бы русский князь, такую выгоду упускать не хотел, а потом предлагал купцам помощь в охране их передвижений во время волоков, чтобы у них не отобрали все их имущество и не оставили лежать в сырой землице славянской. В теории у купцов было два варианта – согласиться и заплатить или отказаться и самостоятельно справляться, но на практике второй вариант был очень теоретическим. Это знаете, есть такое понятие как «американский выбор», то есть выбор из двух опций, когда одна из них априори не является опцией и предложена как видимость альтернативы, вот тут было также – киевский выбор, можно сказать.

А что, собственно происходило, если купцы твердо говорили «нет, не нужна нам, князь, твоя охрана, денег мы тебе не дадим, иди сам зарабатывай на фрилансе или соболей стреляй». В таком случае князь обижался и посылал свою дружину, от охранных услуг которой купцы отказались, ограбить этих же самых купцов, так как местность была дружинникам известная, земля родная, а планы и маршруты купцов очевидные. В итоге в накладе княжество никогда не оставалось, а князь получал свое. Можно долго рассуждать о морально-этической стороне такого поведения, но это политика, а политика дело грязное и морализаторства не терпящее.

А что везли то те купцы, которых так охотно сопровождали или грабили, нужное подчеркнуть. Из Скандинавии везли железную руду, моржовую кость, изделия из кожи китов (такие как веревки для кораблей), оружие, художественные изделия, а также вещи, которые викинги украли в Западной Европе, такие как вина из Франции, украшения и драгоценности, шелковые ткани, серебряная посуда.

Из Византии приносили вино, пряности, украшения из ювелирных и стеклянных изделий, дорогие ткани, иконы, книги. Из Прибалтики завозили янтарь.

Сами же славяне продавали то, что добывали. Из Северной Руси, особенно из Новгорода, привозили меха соболей, куниц, выдр, бобров (называли их "мягким золотом"), льняные ткани, лес, мед, воск, кованую и керамическую посуду, оружие, кожи, смолу. Из Южной Руси, особенно из Киева, привозили хлеб, различные изделия ремесленников и художников, серебро в виде монет и так далее. С Волыни привозили сланцевые плиты и другие товары.

Кроме того, важным товаром были рабы - дети и молодые люди, которых викинги похищали на покоренных землях славянских племён и продавали на рынках Константинополя. Такие вот были времена.

Переходя к жизни славян в рамках общества, нужно отметить, что в 7–9 веках жили славяне в соседской общине. Это когда члены твоей общины не только твои кровные родственники, но и другие семьи, объединившиеся в одну общину, чтобы проще было выживать. Жили общинники в отдельных домах, которые были рассчитаны на одну семью. Чаще все этого были полуземлянки, то есть дома частично находящиеся в почве, чтобы проще было строить и меньше тратиться на отопление дома зимой. Газ тогда был дорогой, котлы заморские, в общем не нужны были славянину эти хлОпоты.

Уже начинался выделяться правящий слой – князья и старейшины. У этих ребят были свои силовики – дружинники. Они подчинялись непосредственно князю и на мнение других членов общины плевать хотели. Когда это нужно было князю они охотно принуждали людей к повиновению. В каждом племени был свой князь, фактически вождь этого племени. Одним из таких князей был Кий, князь полян, которого принято считать основателем города Киев, хотя некоторые считают его фигурой вымышленной.

Вот мы и подобрались к самому созданию государства славян. Вообще возникновения государства связывают с призванием варягов. Это такая легенда, согласно которой три племени, чтобы преодолеть междоусобные войны и разборки пригласили варягов или как их еще называют норманнов из-за моря. По факт позвали они скандинавов. По этой же легенде прибыли к ним три брата – Рюрик, Трувор и Синеус, но последние два довольно быстро померли и в жизни и развитии Руси особо не поучаствовали. Произошло это призвание 862 году. Если кто-то слушает подкаст с целью дополнительной подготовки к экзаменам – запомните эту важную дату. Если кто-то слушает подкаст как основную подготовку к экзамену – побойтесь Бога и ФИПИ, напишите в комментариях ваши контакты, я позвоню учителю, чтобы вас отругали.

По все той же легенде о призвании варягов были у Рюрика два дружинника – Аскольд и Дир, которым скучно стало в Новгороде с Рюриком сидеть и решили они пойти «на греки», но что-то там по пути не сложилось и осели они в Киеве править. Тем самым считается, что власть на Руси была тогда сосредоточена в двух центрах – Новгороде и Киеве.

Потом происходит следующее. В 879 году Рюрик предположительно умирает, а на его место садится его дружинник Олег, он же Хельги, коего потом прозовут Вещим. Стал он править, так как сыну Рюрика Игорю было пару лет отроду и править ему было ну совсем рано. По легенде Олег, взяв в собой Игоря, поплыв на юг в Киев, выманил из города Аскольда и Дира, убил их, перерезал в городе всю дружину и сел править в Киеве, объединив под своей властью два центра Руси – Новгород и Киев.

Это все была легенда, но что из этого правда или хотя бы близко к ней? Большинство историков признает, что Рюрик персона действительно существовавшая и что он правда происходил из варягов, то есть из скандинавов, а братья его – Трувор и Синеус – персонажи легендарные и их никогда не было.

Многие из вас могут задаться вопросом, а откуда тогда взялся Рюрик? Если он персонаж настоящий, нашу землю бренную топтавший, не может же он появиться из ниоткуда в 862 году и пропасть в 879 в никуда? А вот тут я поведаю вам одну интересную версию, кто же такой наш загадочный Рюрик.

Большинством современных историков признается возможным, что первый правитель Руси Рюрик мог быть конунгом Рориком Ютландским. Этот самый Рорик — это довольно известный северянин, который всю жизнь искал славы и власти. Постоянно воевал, грабил, ходил в походы, в общем жил как настоящий викинг. В один момент он вместе с дядей Харальдом примкнули на службу королю Франков, то есть современной Франции, за что получили земли, славу и деньги. Но в один момент король Франков решил их кинуть, обвинил в предательстве и бросил в темницу. Харольд пережить этого не смог, а вот Рорик сбежал и первым же делом, собрав отряд, пошел нещадно грабить своего обидчика, после чего король Франков осознал ошибку и вернул земли Рорику при условии, что конунг будет собирать налоги и противостоять пиратским рейдам. Понятное дело, что лояльность и веру Рорика король потерял, а потому, когда Рорик иногда собирал людей и ходил на родину с целью захватить там власть, но у него ничего не получалось. И тут удача, ему приходит оффер на замещение вакантной должности князя в богатом краю славян, на что он, недолго думая, согласился.

Большое спасибо за прочтение текстовой версии выпуска подкаста «ИСТОРИИ ПРО ИСТОРИЮ», с вами был Кирилл Голушков, пишите комментарии, подписывайтесь на соцсети подкаста и не жалейте фидбек! До новых встреч, еще услышимся!