Найти тему
Галина Батуро

Конек-Скакунок и Идеальное Государство

Нет, не ту литературу нам преподавали в школе.

Я училась в кондовое советское время, с махровой пропагандой классовой ненависти. Вся история строилась на борьбе классов: рабы против рабовладельцев, крестьяне против феодалов, рабочие против капиталистов, и – как апофеоз – победа пролетариата в отдельно взятой стране. Мы – Советский Союз – первая в мире страна рабочих и крестьян, где нет эксплуатации человека человеком. Ура!

В той же струе была и литература. Лишние люди, страдающие крестьяне и деспотический царизм. Но, почему-то, стихотворные памфлеты Сергея Александровича Басова, взявшего себе псевдоним Верхоянцев, по месту ссылки, не только не преподавались в школе, но были преданы забвению, так что я только сейчас познакомилась с замечательными произведениями русской политической сатиры начала XX века.

Знакомьтесь, Сергей Басов

Сергей Александрович Басов родился в 1869 году, на сто лет раньше меня, в семье мелкопоместных дворян. Учился в Тульской мужской гимназии, где попал под влияние коммунистической пропаганды «за все хорошее, против всего плохого». Примеры «всего плохого» царский режим предоставлял с избытком. Сергей Басов примкнул к народовольцам, вел пропаганду среди крестьян, за что подвергался арестам, судам и ссылкам. За подготовку экспроприации (читай, вооруженного грабежа) в 1896 году отправился на 8 лет в Якутскую область, г. Верхоянск. По названию этого достопримечательного места Сергей Александрович взял себе псевдоним Верхоянцев. Осенью 1904 года он уже в Париже, слушатель Русской школы общественных наук. Интересная организация, видимо, готовившая иноагентов по разрушению русской государственности.

Затем сей достославный персонаж готовил покушение на министра юстиции Н.В.Муравьева, т.е. занялся натуральным терроризмом, за что отправился в Петропавловскую крепость, но в 1905 году милосердный «царский режим» амнистировал бунтовщика и грабителя.

С началом Мировой войны он, будучи социалистом-революционером, агитировал за поражение России, т.е. встал на путь национал-предательства, но сам он, разумеется, считал по-другому. Наверное, бредил «всемирной революцией». В 1919 году Сергей Басов очень вовремя отошел от левых эсеров и вступил в партию ВКП (б).

В 1920 - 1925 гг. работал в ВЧК (ОГПУ), т.е. будучи человеком «со светлым лицом» шомполами подгонял любимых им крестьян в светлое будущее, где их ждал голодомор. За успехи на этом поприще Советская власть наградила его почетным оружием «за служение делу пролетарской революции».

С 1930 по 1938 год Сергей Александрович заведовал домом-музеем Л.Н.Толстого в Хамовниках. Все это время он активно занимается творчеством. Кроме «Конька-скакунка», написаны и переработаны поэтические памфлеты «Жадный мужик» (1920), «Расея» (1923), «Калинов город» (1925), «Холопий бунт», «Царь-капитал» (1929), работал он и над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве».

В 1935 году «Конек-Скакунок» вместе со сказочными памфлетами «Король Бубен» и «Калинов Город» вышла в издательстве «Советский писатель», после чего произведения Сергея Александровича погружаются в Реку Забвения, а в его биографии появляется странная лакуна.

Умер Сергей Александрович в 1 сентября 1952 года. В некрологе, подписанном «видными советскими писателями» были такие слова: «Все его творчество было органически связано с жизнью трудового народа».

Урна с прахом замечательного памфлетиста, незаслуженно забытого той самой властью, которой он беззаветно служил, захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища.

Наверное, если бы я описывала биографию революционера-сатирика в свои школьные годы, я бы писала другими словами, но сейчас мои взгляды резко изменились.

Однако это не отменяет, не побоюсь этого слова, гениальности стихотворного памфлета Конек-Скакунок. Прочитав его сейчас, я очень пожалела, что не знала о нем раньше, в те времена, когда я тоже верила, что общественные проблемы можно решить путем вооруженного восстания, а я живу в самом справедливом обществе, где власть и собственность принадлежат народу.

Конек-скакунок – прыжок в революцию

-2

Стихотворный памфлет «Конек-скакунок» был написан в 1906 году, на гребне революционной волны 1905 года. Описаниями событий, которые потрясали Россию, наполнены строки произведения, при этом они сатирически и полемически заострены, и потому приобретают убийственную выразительность.

Как ни странно, сатирический памфлет был издан вполне легально в издательстве «Ручеек» и отпечатан в частной типографии известного библиографа и историка искусств Н.П. Собко. Не знаю, было ли это издание результатом «недосмотра» или реально скрытого неповиновения официальной российской власти, потому что не увидеть жесткую сатиру и призыв к свержению существующего строя мог только слепой.

Довольно быстро, разобравшись, что к чему, Главное управление по делам печати наложило запрет на распространение опасной книги и были предприняты меры по розыску и изъятию отпечатанного тиража. Однако книга разлетелась со скоростью ветра. Она была выпущена полумиллионным тиражом(!) и приобрела невиданную популярность в народе. Заходя в книжные лавки, покупатели не хотели приобретать «Конька-горбунка» Ершова, а требовали «настоящего, про скакунка». Народ видел в сказке правдивое отражение его тяжелой жизни, задавленной непомерными налогами и беспросветной нуждой.

После цензурного запрета появились нелегальные издания. Сказка вышла под названием «Шапка-невидимка», а для того, чтобы сбить с толку царских сыщиков, в книге были обозначены вымышленные выходные данные.

В дело борьбы с крамольной сказкой был вынужден вмешаться сам министр внутренних дел Столыпин, разославший во все концы страны телеграммы с требованием немедленной конфискации книги. Прокурором Московской судебной палаты на «Шапку-невидимку» был наложен арест и книга присуждена к уничтожению. За выдачу ее автора была объявлена награда.

Даже в суровые годы столыпинской реакции «Конек-Скакунок» имел широкое хождение в народе. Рискуя попасть в руки жандармерии или под суд военного трибунала, сказку переписывали, заучивали наизусть, прятали в тайниках, маскировали. Интересный экземпляр революционной сатиры хранится в Орловском государственном музее И. С. Тургенева. Опасная сказка вклеена в обложку от книги Леонида Андреева «Петька на даче».

Сказка «Конек-скакунок» была подписана именами С.Верхоянцев и С.Серый.

Написал же сатирический памфлет С.А.Басов.

Писать революционные стихи С.А.Басов начал еще в гимназии. Уже в них он разрабатывал мотивы ненависти к «гнусному роду» царствующей династии Романовых. В годы революции 1905-1907 гг. талант поэта нашел свое приложение в создании поэтических произведений в форме сатирического лубка. Написанные живым народным языком, они в доступной форме излагали события политической жизни, критиковали существующий строй, призывали к неповиновению власти.

«Конек-Скакунок» - наиболее значительная и талантливая работа этого периода. Как рассказывал автор, в воспоминаниях, опубликованных в 1926 году в журнале «Новый мир», писать поэму приходилось в трудных условиях. Опасаясь обысков, он часто уходил ночевать к кому-либо из петербургских знакомых, забирая с собой и рукопись. В одну из таких ночевок, поэма едва не погибла. Выручила соседка хозяев, которая спрятала рукопись от внезапно ворвавшихся полицейских.

С.А. Басов считал труд над созданием «Конька-скакунка» и других сатирических произведений, свой главной революционной работой. Его книги активно использовались революционерами, как агитация и пропаганда революции, особенно среди крестьянства, обозленного на царскую власть выкупными платежами и налогами, а также солдат царской армии, по большей части выходцев из крестьян.

Скакунок – не Горбунок

«Конек-скакунок» написан под непосредственным влияниям поэтической сказки П.Ершова «Конек – горбунок». Он написан в том же поэтическом размере, и первая часть поэтического памфлета следует за сюжетом сказки Ершова. Тот же старик, правда, получивший имя Гаврила, как зовут старшего брата сказки П.Ершова. Те же три сына, правда, старший сын не задействован в дальнейшем повествовании, а второй сын – Данила – воплощает образ крестьянина-кулака, вороватого и жиреющего за чужой счет.

Младший сын – Иван, традиционный герой народной сказки. Он идет сторожить поле от потравы, ловит чудесную кобылицу, которую отпускает в обмен на обещание получить от нее чудесного помощника – Конька-Скакунка.

На этом сходство со сказкой П.Ершова заканчивается, и начинается совершенно другой поворот в сюжете.

Собственно, а что в «Коньке-Скакунке» сказочного? То, что действие отнесено в сказочное Царство-Государство, которым правит некий несуществующий Царь-Берендей? И что Герой-Иван получает в помощники чудесного Конька-Скакунка, который может в мгновение ока перенести героя за тридевять земель? Да в шапке-невидимке, которая помогает герою-Ивану проникнуть в царские палаты? Вот, собственно, и все сказочные элементы.

А действие далеко не сказочное. Не буду описывать сюжет, лучше найдите книгу, она есть в свободном доступе в Интернете и почитайте сами. Жизнь озлобленного поборами власти, нищего крестьянства предстанет, как на ладони. Заодно, можно восхититься грамотностью пропагандиста революции, как способа избавиться от всех проблем и зажить лучшей жизнью. Вот эта картина «лучшей жизни», нарисованная в финале стихотворного памфлета показалась мне интересной, в свете того, чего чаяли крестьяне, и что получили по факту.

В сказке Иван скачет на Конеке-Скакунке добывать Шапку – невидимку в страну, где «нет ни царей, ни господ, всяк трудом своим живет». Понятно, что эта страна представляет собой Идеальное государство. Посмотрим, как оно устроено. Сначала Иван проезжает село, где «изб нет, одни палаты». Люди выезжают работать в поле в шелке и бархате. Здесь нет неурожаев. В домах нет запоров и замков, но никто ни у кого не ворует. Здесь «нет слуг, нет господ, всяк трудом своим живет». Крестьяне организуют сельхоз.артель. «Все добро у них в артели». А за ударный труд положено… моральное поощрение. «Кто трудится прилежней – ото всех тому почет». Наверное, читающие памфлет крестьяне обратили внимание на всеобщее крестьянское благоденствие, пропустив между глаз, что по факту в Стране Свободии нет собственности, все крестьянское добро обобществлено, а за отнюдь не равный труд – равное распределение (мечта лентяя).

Надо сказать, что попытки создания сельхоз.артелей с обобществлением имущества в Российской Империи были, но все они неизменно проваливались из-за того, что трудяги начинали равняться на лодырей, а за обобществленным скотом уход был из рук вон плохой.

Затем Иван прибывает в город Идеального государства. Здесь он видит регулярную планировку, перемежающуюся зелеными насаждениями. «Перед ними стройный город,\ переулками, садами,\длинных улиц площадями\весь на часточки распорот, что ни часть, то краше прочих. Всякий дом на диво прочен». Несмотря на то, что в городе сосредоточено «грязное», сталелитейное производство, в городе экологическое благополучие: никаких химических и прочих дымов и загрязнений. Да, уже в начале 20 века люди мечтали о сохранении окружающей среды. «И возьми еще в примету, \жар в печах, а дыма нету. Хоть бы где из длинных труб\завитался дымный чуб.\До чего дошла наука!». Посещение дивного терема, «что гора из литого серебра, верх у терема зеркальный, а вокруг забор хрустальный», в котором живет одинокая старушка, которая чудесным образом без слуг поддерживает идеальный порядок, что в тереме, что в окружающем терем саду, отнесем к сказочной реальности.

Из Идеального Государства Иван вернулся в свое царство, где поднял народ на вооруженное восстание. Царя и всех его присных изгнали, и решили создать свое Народное Государство.

Основные законы нового государства:

1. Низложить царскую власть. «Что б ни быть у них царям»

2. Власть принадлежит народу в лице Советов Народных Депутатов. «А стояла бы отныне,\не вводя народ в изъян,\Власть рабочих и крестьян.\Власть Совета депутатов»

3. Земля национализирована и принадлежит всему народу. «Взяли в общее владенье\ все угодья и именья».

4. Национализировать фабрики и заводы. «Отобрали мы заводы у буржуйской у породы».

5. Национализировать жилищный фонд. «Заберем мы и палаты. Повернем-ка те хоромы\под народные под домы».

6. Равноправие женщин и мужчин. «Чтоб для нас и наших жен\был у нас один закон».

Характерно, что автор вписал «народное» возражение по последнему пункту. «Старички тут зашумели:\ Ты, Ванюха, брат, в уме ли? Коли с нами баб сравнять,\их потом и не унять.\Тут, к примеру, весь твой дом\баба вывернет вверх дном».

Интересен аргумент Ивана за женское равноправие, хоть и без женщин:

«Бабой держится весь дом.\Где бы сам ты был, когда б\ не рожались мы от баб?\ Мать детей на свет родит,\а в глаза ей смерть глядит.\ Где нет бабы – жизни нет, \ не стоит без бабы свет!».

Что ж, мечта народа, изложенная в Коньке-Скакунке, воплотилась в жизнь. Все пункты, сформулированные еще в 1906 году, были приняты после Октябрьской Революции 1917 года. Вот только реальность оказалась совсем не такой благостной, как в Идеальном Государстве… Но об этом уже никто не написал своего Конька – Скакунка.