Театр сатиры - 2024
Скандал в театре Сатиры разразился 7 июня с. г., при снятии худрука Сергея Газарова и назначении новым худруком депутата МГД от "ЕР", актера, режиссера и продюсера Евгения Герасимова.
Представлять нового руководителя коллективу прибыл начальник департамента культуры Москвы Алексей Фурсин. И поступил правильно - по сути и форме.
Однако, у актеров накипело так, что эмоциональный взрыв, судя по всему, случился мгновенно. Вот что сказала актриса Мария Ильина:
Те, кто придумал это объединение, понимает, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны! Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И все говорят о чем угодно, только не об искуустве и не о театре.
Здесь не совсем понятно упоминание "перестройки". В августе 1987 ушли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Навсегда. Вслед за ними, один за другим, уходили в мир иной представители "Кабачка 13 стульев". Они, собственно, и сделали, в основном, легендарную славу театру Сатиры. Но "Перестройка" закончилась в 1991 году. Все это время, однако, зритель в театр шел.
Обвал случился в 90-ые, когда залы действительно опустели. Но в нулевые постепенно наполнились вновь. Не все, правда. В моду вошли режиссеры Серебрянников ( иноагент) и Богомолов. Не буду вдаваться в подробности. Речь сейчас не об этом.
Актеры поддержали Ильину. Театральная сцена, по их мнению, г-ном Газаровым слишком часто сдается в аренду. Артисты театра загоняются в массовку антрепризным халтурам. Однако критику от подчиненных Газаров слышать не хотел. Артист Семен Лопатин заявил:
"Может хватит на нас тестировать свои амбиции?"
После этого стало плохо актеру Сергею Анисимову ( 1983 года рождения). Как я понимаю он в основном работает на площадке театра им. Армена Джигарханяна ( их объединили с "Сатирой". Зачем? ). Анисимов сполз с кресла, ему вызвали "скорую" , но собрание не прервали.
По накалу страстей мне это собрание очень сильно напомнило назначение Анатолия Эфроса главным режиссером в театре на Таганке в 1984 году.
Театр на Таганке - 1984
Предшественник Анатолия Эфроса, Юрий Любимов, уехал в Европу лечить экзему несколько ранее 1984 года. Как потом оказалось - уехал с личного разрешения Ю. В. Андропова. Но из-за границы начал хамить властям еще сильнее, чем в первопрестольной. Вот его и решили заменить на Эфроса.
Анатолий Васильевич в 1975 году, во время командировки Юрия Любимова в Милан, поставил "Вишневый сад" с Высоцким в роли Лопахина. Публика ломилась в театр. Понятно, что из-за связки Эфрос-Высоцкий.
Но в 1984 году Эфрос был в простое. Гения выжили из театра на Малой Бронной его же ученики. Умные люди советовали Анатолию Васильевичу уйти на преподавательскую работу или сесть за книгу. Переждать. Умные - это актриса Ольга Яковлева. Она прекрасно знала закулисье Таганки. Пьянство-склоки-воровство из гримерок и гардероба - были обычным делом у "правдолюбцев". Там даже у спутницы Сергея Михалкова "увели" шубу...
Но Эфрос выбрал предложение министерства Культуры.
Ему устроили обструкцию прямо на собрании. Главная претензия артистов состояла - почему не спросили их мнение и пригласили "варяга"?! А артисты хотели возврата Любимова, что после его оскорблений в адрес Кремля было, конечно, невозможно. В деликатной форме начальник Управления культуры г. Москвы и пытался это обьяснить артистам. Но его освистали.
Советская власть естественно продавила Анатолия Эфроса. После того назначения, находящийся за границей Любимов, назвал преемника "штрейкбрехером". По его команде многие артисты объявили новому режиссеру бойкот. А Смехов, Филатов и, кажется, Шаповалов ушли в театр "Современник". Правда, не забрав трудовые книжки с Таганки. Зато выступили на "капустнике" у Гали Волчек с оскорбительной сатирой на Эфроса. Творческая интеллигенция Москвы тогда одобрительно улыбалась. Многие хлопали в ладоши. Три смельчака изысканно "умыли" советскую власть в лице Анатолия Эфроса. Кто мог так же рискнуть? Только ребята с Таганки. Правда, позднее, Леонид Филатов принесет свои извинения режиссеру. Один из всех он поймет подлость поступка.
Эфрос чуть более двух лет будет терпеть и травлю актеров и части московской интеллигенции. Чего это ему стоило?! Он скоропостижно скончается в январе 1987. Ему не было и 62 лет. Однако, "творческая интеллигенция" все свалит на власть. Прозрачно намекая, что во всем виновата Старая площадь. (Там находился аппарат ЦК КПСС).
Здесь у меня напрашивается аналогия с Михаилом Булгаковым. Его так же травили "мхатчики", а виноват оказался Сталин. Актерская среда она такая - как иголки в шапки втыкать, так слава герою, а как за последствия отвечать - это не мы.
Зачем на самом деле Герасимова назначили на Сатиру?
Я увлекся. Простите. Вернусь в "Сатиру". Проблема в том, что Евгений Герасимов далеко-далеко не Анатолий Эфрос и даже не Юрий Любимов. Не тот режиссерский уровень. Да и артист ныне более хлипкий. Скорее всего Герасимова прислали в театр комиссаром, который, к тому-же, умеет аккуратно распределять финансовые потоки.
Евгений прославился ролями комсомольцев-чекистов-милиционеров в эпоху коммунистов. За что и получил премию им. Ленинского комсомола в 1980 году.
Но антикоммунистам тоже нужны исполнительные кадры в вертикали власти. Евгений Владимирович доказал свою дисциплинированность, 23 года являясь депутатом от ЕР в Московской городской думе. Вот его и попросили присмотреть за эмоциональным театром Сатиры. Там, того и гляди могло снести крышку чайника. И в какую энергию мог трансформироваться пар из того чайника?
Тем более ясно, как божий день, что в наше непростое время, драматурги и артисты будут использовать "эзопов язык". Пытаться протащить "фигу в кармане" ( и не только в кармане) на сцену. Вот Герасимов и поставлен заслоном к таким специалистам. Театральную кухню он знает великолепно. Суть актерскую - еще лучше. Пожелаем же ему крепкого здоровья. Ведь Герасимов человек немолодой - 73 года исполнилось 25 февраля.
А вы, что думаете обо всем этом, уважаемые читатели? Получится Евгению Владимировичу Герасимову вернуть зрителей в зал театра Сатиры? Какой ценой?
А пока ставьте лайки, если хотите знать правду про историю Культуры и читайте рассекреченные Дневники министра Культуры Е.А.Фурцевой: