Найти в Дзене
История культуры СССР

Скандал в театре Сатиры-2024 и скандал в театре на Таганке-1984. В чем сходство и различие

Скандал в театре Сатиры разразился 7 июня с. г., при снятии худрука Сергея Газарова и назначении новым худруком депутата МГД от "ЕР", актера, режиссера и продюсера Евгения Герасимова. Представлять нового руководителя коллективу прибыл начальник департамента культуры Москвы Алексей Фурсин. И поступил правильно - по сути и форме. Однако, у актеров накипело так, что эмоциональный взрыв, судя по всему, случился мгновенно. Вот что сказала актриса Мария Ильина: Те, кто придумал это объединение, понимает, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны! Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И все говорят о чем угодно, только не об искуустве и не о театре. Здесь не совсем понятно упоминание "перестройки". В августе 1987 ушли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Навсегда. Вслед за ними, один за другим, уходили в мир иной представители "Кабачка 13 стульев". Они, собственно, и сделали, в основно
Оглавление

Театр сатиры - 2024

Скандал в театре Сатиры разразился 7 июня с. г., при снятии худрука Сергея Газарова и назначении новым худруком депутата МГД от "ЕР", актера, режиссера и продюсера Евгения Герасимова.

Представлять нового руководителя коллективу прибыл начальник департамента культуры Москвы Алексей Фурсин. И поступил правильно - по сути и форме.

Мария Ильина. Театр Сатиры
Мария Ильина. Театр Сатиры

Однако, у актеров накипело так, что эмоциональный взрыв, судя по всему, случился мгновенно. Вот что сказала актриса Мария Ильина:

Те, кто придумал это объединение, понимает, что такое театр? Труппа Театра сатиры два с половиной года сидит без работы, а у нас опять на сцене сериальные звездуны! Мы пережили тяжелые времена в перестройку, когда от нас ушел зритель. И все говорят о чем угодно, только не об искуустве и не о театре.

Здесь не совсем понятно упоминание "перестройки". В августе 1987 ушли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Навсегда. Вслед за ними, один за другим, уходили в мир иной представители "Кабачка 13 стульев". Они, собственно, и сделали, в основном, легендарную славу театру Сатиры. Но "Перестройка" закончилась в 1991 году. Все это время, однако, зритель в театр шел.

Обвал случился в 90-ые, когда залы действительно опустели. Но в нулевые постепенно наполнились вновь. Не все, правда. В моду вошли режиссеры Серебрянников ( иноагент) и Богомолов. Не буду вдаваться в подробности. Речь сейчас не об этом.

Актеры поддержали Ильину. Театральная сцена, по их мнению, г-ном Газаровым слишком часто сдается в аренду. Артисты театра загоняются в массовку антрепризным халтурам. Однако критику от подчиненных Газаров слышать не хотел. Артист Семен Лопатин заявил:

"Может хватит на нас тестировать свои амбиции?"
Семен Лопатин/ Сергей Анисимов
Семен Лопатин/ Сергей Анисимов

После этого стало плохо актеру Сергею Анисимову ( 1983 года рождения). Как я понимаю он в основном работает на площадке театра им. Армена Джигарханяна ( их объединили с "Сатирой". Зачем? ). Анисимов сполз с кресла, ему вызвали "скорую" , но собрание не прервали.

По накалу страстей мне это собрание очень сильно напомнило назначение Анатолия Эфроса главным режиссером в театре на Таганке в 1984 году.

Театр на Таганке - 1984

Предшественник Анатолия Эфроса, Юрий Любимов, уехал в Европу лечить экзему несколько ранее 1984 года. Как потом оказалось - уехал с личного разрешения Ю. В. Андропова. Но из-за границы начал хамить властям еще сильнее, чем в первопрестольной. Вот его и решили заменить на Эфроса.

Анатолий Васильевич в 1975 году, во время командировки Юрия Любимова в Милан, поставил "Вишневый сад" с Высоцким в роли Лопахина. Публика ломилась в театр. Понятно, что из-за связки Эфрос-Высоцкий.

Юрий Любимов / Анатолий Эфрос
Юрий Любимов / Анатолий Эфрос

Но в 1984 году Эфрос был в простое. Гения выжили из театра на Малой Бронной его же ученики. Умные люди советовали Анатолию Васильевичу уйти на преподавательскую работу или сесть за книгу. Переждать. Умные - это актриса Ольга Яковлева. Она прекрасно знала закулисье Таганки. Пьянство-склоки-воровство из гримерок и гардероба - были обычным делом у "правдолюбцев". Там даже у спутницы Сергея Михалкова "увели" шубу...

Но Эфрос выбрал предложение министерства Культуры.

Ему устроили обструкцию прямо на собрании. Главная претензия артистов состояла - почему не спросили их мнение и пригласили "варяга"?! А артисты хотели возврата Любимова, что после его оскорблений в адрес Кремля было, конечно, невозможно. В деликатной форме начальник Управления культуры г. Москвы и пытался это обьяснить артистам. Но его освистали.

Шаповалов/Филатов/Смехов
Шаповалов/Филатов/Смехов

Советская власть естественно продавила Анатолия Эфроса. После того назначения, находящийся за границей Любимов, назвал преемника "штрейкбрехером". По его команде многие артисты объявили новому режиссеру бойкот. А Смехов, Филатов и, кажется, Шаповалов ушли в театр "Современник". Правда, не забрав трудовые книжки с Таганки. Зато выступили на "капустнике" у Гали Волчек с оскорбительной сатирой на Эфроса. Творческая интеллигенция Москвы тогда одобрительно улыбалась. Многие хлопали в ладоши. Три смельчака изысканно "умыли" советскую власть в лице Анатолия Эфроса. Кто мог так же рискнуть? Только ребята с Таганки. Правда, позднее, Леонид Филатов принесет свои извинения режиссеру. Один из всех он поймет подлость поступка.

Эфрос чуть более двух лет будет терпеть и травлю актеров и части московской интеллигенции. Чего это ему стоило?! Он скоропостижно скончается в январе 1987. Ему не было и 62 лет. Однако, "творческая интеллигенция" все свалит на власть. Прозрачно намекая, что во всем виновата Старая площадь. (Там находился аппарат ЦК КПСС).

Здесь у меня напрашивается аналогия с Михаилом Булгаковым. Его так же травили "мхатчики", а виноват оказался Сталин. Актерская среда она такая - как иголки в шапки втыкать, так слава герою, а как за последствия отвечать - это не мы.

Зачем на самом деле Герасимова назначили на Сатиру?

Я увлекся. Простите. Вернусь в "Сатиру". Проблема в том, что Евгений Герасимов далеко-далеко не Анатолий Эфрос и даже не Юрий Любимов. Не тот режиссерский уровень. Да и артист ныне более хлипкий. Скорее всего Герасимова прислали в театр комиссаром, который, к тому-же, умеет аккуратно распределять финансовые потоки.

Евгений прославился ролями комсомольцев-чекистов-милиционеров в эпоху коммунистов. За что и получил премию им. Ленинского комсомола в 1980 году.

Но антикоммунистам тоже нужны исполнительные кадры в вертикали власти. Евгений Владимирович доказал свою дисциплинированность, 23 года являясь депутатом от ЕР в Московской городской думе. Вот его и попросили присмотреть за эмоциональным театром Сатиры. Там, того и гляди могло снести крышку чайника. И в какую энергию мог трансформироваться пар из того чайника?

Тем более ясно, как божий день, что в наше непростое время, драматурги и артисты будут использовать "эзопов язык". Пытаться протащить "фигу в кармане" ( и не только в кармане) на сцену. Вот Герасимов и поставлен заслоном к таким специалистам. Театральную кухню он знает великолепно. Суть актерскую - еще лучше. Пожелаем же ему крепкого здоровья. Ведь Герасимов человек немолодой - 73 года исполнилось 25 февраля.

А вы, что думаете обо всем этом, уважаемые читатели? Получится Евгению Владимировичу Герасимову вернуть зрителей в зал театра Сатиры? Какой ценой?

А пока ставьте лайки, если хотите знать правду про историю Культуры и читайте рассекреченные Дневники министра Культуры Е.А.Фурцевой:

Екатерина Фурцева | Интересные истории | Дзен