Найти тему

Христианская аскетика. Сребролюбие

Прежде чем приступить к изучению страсти сребролюбия нужно дать определение изучаемой нами страсти. Сребролюбие — это любовь к деньгам и вообще к имуществу, к земным вещам. Сребролюбие это единственная страсть, которая приходит к нам извне, то есть она не характерна для человека. Так, например, младенец, когда рождается в этот мир, он ничего не знает о деньгах, но тем не менее он живёт. О нём заботятся, но тем не менее он вполне себе живёт без денег и, думается, вполне доволен этим. Лишь потом, когда он взрослеет, он принимает условности этого мира. Самая первая условность, которая здесь появляется, это наличие товарно-денежных отношений. Они всё больше заполняют человека в пору его взросления. Чем взрослее человек, тем больше товарно-денежные отношения заполняют его.

Виды сребролюбия. Известны два вида сребролюбия. Первый из них это жадность, ненасытная жажда приобретения богатства. Здесь уместно вспомнить мультфильм «Золотая антилопа». Там хорошо показано, как вот этот раджа просил всё больше, больше и больше. В какой-то момент такой человек просто перестаёт контролировать себя в приобретении. Второй вид сребролюбия называется скупость; это тоже прекрасно известно. Эта черта характера человека нам хорошо известна по многим произведениям литературы и искусства. Здесь можно привести такой пример, как «Скупой рыцарь». Это маленькая трагедия А. С. Пушкина. «Каша из топора», это народное творчество, здесь тоже вполне подходит. Нужно сказать, что ранее люди понимали всё это адекватно и вполне это всё выражали. Опять же насчёт жадности уместно вспомнить, например,«Сказку о рыбаке и рыбке», где прекрасно показано, к чему это всё приводит. Вообще она такая, многослойная, но богатства она тоже касается. Что такое «скупость»? Дадим определение страсти. Скупость это нежелание делиться чем-то своим. Продолжая разговор о видах сребролюбия, нужно сказать, что указанные два вида сребролюбия тоже паразитируют на врождённых человеческих склонностях, на вполне добрых склонностях души. На чём паразитирует жадность? На человеческом желании стабильности и покоя. Действительно, каждый из нас желает, чтобы меньше было в жизни потрясений, и когда человек пытается набрать себе всё больше и больше денег, какого-то богатства, на самом деле он желает просто себя обезопасить. На самом деле чем больше человек думает о так называемом «чёрном дне», тем больше он делает вероятность прихода этого чёрного дня. Как ни странно, Господь всегда так поступает с людьми, что чем больше человек думает о том, что настанет чёрный день, тем больше вероятности, что он действительно настанет, и наоборот, чем меньше человек думает о чёрном дне, тем меньше, как ни странно,вероятность его наступления. Таким образом, причина жадности состоит в грехе неверия и ненадеяния на Бога. Хорошо. Теперь необходимо сказать, на чём паразитирует скупость. Скупость, как известно, паразитирует на такой добродетели, как бережливость. Экономность, бережливость это на самом деле хорошая сторона души, когда человек понапрасну, впустую не тратит те богатства, что у него есть. На самом деле бережливость это добродетель, которую Бог вложил в человеческую природу, и скупость паразитирует на этой добродетели. Связь сребролюбия с другими страстями мы можем увидеть у преподобного Иоанна Лествичника, согласно которому сребролюбие является матерью гнева и печали. Вот цитата: «Волны не оставят моря, а сребролюбца не оставят гнев и печаль» ("Лествица", слово 17). Так, когда кто-то посягает на имущество сребролюбца, что сразу рождается в сердце такого человека? Гнев, раздражительность. Кроме того, когда по Промыслу Божию сребролюбец лишается своих богатств, в нём тем не менее рождается гнев ина Бога. Таким образом, в нём проявляется раздражительность, ропот, хула и так далее. Всё это начинает проявляться в сребролюбце, то есть такой человек начинает бунтовать. Чаще всего, как ни странно, такое случается. Семнадцатая ступень «Лествицы», как раз, посвящена этой страсти. В другом месте преподобный Иоанн говорит, что сребролюбие производит ненависть, хищение. Человек не выдерживает, что у другого больше, чем у него, берёт и крадёт, похищает. Здесь же возникает и зависть, что у другого больше. Возникает так же разлучение, раздоры, ссоры, делёжка имущества. У одной женщины сорок дней не прошло после смерти мамы, как уже между родственниками началась эта делёжка, и вот здесь возникают разлучение, вражда, смущение, злопамятство. В самых тяжёлых случаях возникают жестокость и убийство. Мы знаем, сколько полегло людей в 90-е годы из-за этого передела. Те, кто не пытался забраться наверх,более менее остались живы, при своём, и так далее, а те, кто всё пытался что-то заработать, что-то где-то найти, и так далее, у таковых всё было под благовидным предлогом: и семью кормить надо, и обеспечить надо, и т. п. Ещё нужно сказать, что есть разница между западным пониманием богатства и исконно-русским пониманием. Исконно-русское понимание богатства означает, что мы в Бога богатеем; это действительно настоящее богатство. Западное понимание богатства базируется на слове «успех», то есть богатый человек это человек успешный; в этом слове мы можем заметить сам принцип. Каков принцип успеха? Принцип успеха состоит в том, чтоб к чему-то успеть, то есть всё время надо стремиться к некоему идеалу, а этот идеал всё ускользает, как та же самая морковка перед осликом. Ослик бежит и думает, что он эту морковку достанет, а она всё перед ним и перед ним. Так же и здесь, человек миллиард себе заработал, уже 10 миллиардов, и не может остановиться. Ему надо, чтоб было 50 миллиардов, а дальше 100, то есть человек не может достичь этого успеха, потому что он ускользающий. Русский народ понимал это и объяснял словом «достаток», то есть человек живёт в достатке. Поэтому русские купцы умели эту страсть контролировать. На самом деле её можно контролировать и как бы загонять её в русло. Так, например, на Руси были меценаты. Был такой купец, который строил железные дороги, строил станции на этих железных дорогах за свои деньги; много было таких купцов, которые строили за свои деньги. Например, Демидовы при Петре I строили за свои деньги заводы. В то время было купечество, которое сейчас даже представить себе нельзя. Купечество на доверии. Можете себе сейчас представить по нынешним временам. Что такое купечество на доверии? Это тоже относится к понятию достатка. Купечество на доверии означает, что человек не заключал никаких письменных контрактов, ему просто верили на слово. Настолько было сильным его слово. Все знали, что если он сказал к этому числу, скажем, достать деньги или продать что-то, то он расшибётся в лепёшку, но сделает это, чего бы ему это ни стоило, и все знали, что он обязательно сдержит своё слово. Действительно, для него честь была самым важным в жизни, потому что если он хотя бы раз нарушил своё слово, его репутация, как говорится, летела в трубу, и он просто разорялся. Тогда действительно таким людям верили. Купечеству на доверии верили, можно сказать, как самим себе. Что стоит слово какого-то бизнесмена сейчас? Это надо нотариально, письменно всё заверять. Откуда это всё? Опять же это всё от Запада. Мы воспринимаем западные модели поведения, которые, к сожалению, вот к чему нас приводят, а именно приводят нас к тому, что вот такое настоящее русское купечество полностью изведено на ноль; сейчас никто не может такое делать.

Библия о сребролюбии. Рассмотрим, что говорит о сребролюбии Священное Писание. Так, например, в Евангелии от Луки есть притча о богаче и Лазаре (Луки 16:19 — 31). Есть притча о неразумном богаче (Луки 12:16 — 21), которому Господь сказал: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?» После беседы с богатым юношей Господь сказал ученикам: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Марка 10:23; Марка 10:25). Апостол Павел так же говорит, что «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:10). В этой же главе буквально через несколько стихов апостол говорит: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого» (1 Тим. 6:17). Здесь апостол Павел разграничивает богатых в настоящем веке от богатых, которые будут в будущем веке, которые думают о таком богатстве; это уже совсем другое. И ещё интересная цитата: «взаймы давайте, не ожидая ничего» (Луки 6:35). Эта цитата очень важна, потому что целая сфера человеческой жизни практически оказывается вне Закона Божия. Речь идёт о ростовщичестве, банковском деле; это прямое нарушение заповеди Божьей. Вообще банковская сфера, как оказывается, вне заповеди Божьей. Некоторые только за счёт этого и живут, но, как мы видим, это порицается Господом. Опять же, как говорит апостол Павел: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 коринфянам 6:12). Поэтому, кстати, недавно был обновлён список профессий, которыми могут заниматься православные христиане. Профессия банкира, финансиста, сюда не включается, то есть всё, что связано с банковским делом православным не разрешается; нельзя православным участвовать в отдаче денег в рост. Нас даже в этом мусульмане обгоняют. Они обгоняют нас именно в том, что создают свои мусульманские банки. Естественно, что это только для своих; они всегда только для своих всё делают,но тем не менее мы говорим, что такое может быть. Там действительно беспроцентная выдача,там, нужно отметить, очень хорошая служба расследований, то есть прежде чем дать, они выяснят всю подноготную человека, чтобы не был он каким-то аферистом, и только потом они выдают деньги без процентов. Почему они так могут? Вы видите, что Господь устроил так, что и месторождения нефти у них. Поэтому они богатеют и так живут, то есть за то, что у них сохраняются какие-то нравственные основы, Господь им помогает. На сегодняшний день банковское лобби это практически самые сильные мира сего.

Средства борьбы со сребролюбием. Первое средство борьбы с изучаемой нами страстью, которое нужно указать, это нестяжание. Монахи в свою очередь дают обет, то есть обещание,что именно они будут жить в нестяжании. Нестяжание можно определить как отказ играть по правилам, которые задают сребролюбцы. Для расшифровки можно сказать, что это отказ участвовать в этих делах тьмы; вот это и будет нестяжанием. Второе средство, которое необходимо указать, это милостыня. Чем больше человек отрывает от себя, тем легче ему справиться с этой страстью;в первую очередь это против скупости. Третьим средством борьбы против сребролюбия является укрепление веры в Промысел Божий. Чем больше мы верим в Бога, тем больше это сребролюбие от нас отбегает. Согласно «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника, сребролюбие есть дщерь неверия. Четвёртым средством борьбы с указанной страстью является память о смерти, это тоже очень полезно. Издавна известно такое выражение: «в гробу карманов нет»; вот об этом здесь как раз и говорится. Кроме того, мы знаем, что книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорит: «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и во век не согрешишь» (Сирах 7:39). Это не только к страсти сребролюбия относится, но и ко всем другим греховным навыкам. По-славянски это звучит так: «поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь» (Сирах 7:39). Вот примерно мы совсем чуть чуть сказали об этой страсти. В частности мы сказали о нестяжании. Нестяжание это именно отказ играть по правилам, которые задают сребролюбцы. Один молодой парень, фин полностью отказался от использования денег. Я видел про него сюжет, его показывали; это нормальный человек, который вполне нормально живёт. Конечно, у него такой в чём-то иногда маргинальный способ жизни. Как он решает вопрос с пропитанием? Он просто приходит на местный рынок, берёт то, что лежало целый день и не было продано, и этим спокойно себе питается. Живёт он, конечно, у своих знакомых. У него знакомых много, поэтому в этом отношении ему хорошо. Он у одних знакомых поживёт, у вторых, у третьих, но тем не менее он не из каких-то иных побуждений так делает, а делает это именно потому что он просто отказался от всех денег и решил так построить свою жизнь; это уже такой крайний способ. Разумеется мы не призываем к тому, чтобы полностью отказаться от денег. В нынешней ситуации, в нашем обществе это , наверное, действительно невозможно.