Изучаем дома в псевдорусском стиле или сказочное колоритное зодчество Что возникнет в воображении, если произнести слово «терем»? Смотришь на них и кажется, что вот сейчас покажется Баба-яга и проскрипит: «Гой еси, добрый молодец», а из-за угла обязательно выглянет леший и захихикают кикиморы. Оказывается, такие теремки бывают не только в сказках, и наши современники могут увидеть их воочию благодаря тому, что на рубеже XIX – XX веков мода на историзм – русский стиль, порой сдобренная, как острой приправой, ещё более актуальным стилем модерн, подарила отечественной архитектуре целый ряд удивительных особнячков в сказочном стиле. Теремок-банька Усадьба Абрамцево в Московской области, принадлежавшая меценатам Мамонтовым (сегодня здесь музей), в своё время была настоящим котлом, в котором кипела художественная жизнь. Абрамцевский кружок (Поленов, Серов, Васнецов, Врубель, Нестеров и многие другие) придумывал русский стиль и воплощал его в местных мастерских. Художники, поэты и писатели ехали сюда не за роскошной архитектурой, а за творческой атмосферой. Для многих из них подмосковная усадьба Абрамцево являлась источником неисчерпаемого вдохновения. Репин создал в Абрамцево картину «Не ждали», Васнецов – «Алёнушку», Поленов – «Осень в Абрамцеве», Серов – «Девочку с персиками». Кстати, в качестве модели для известнейшего полотна Серова выступила одна из дочерей Мамонтовых Вера. Главный дом усадьбы Абрамцево – единственный в России усадебный дом XIX века, сохранившийся до наших дней почти в первозданном виде. Деревянное одноэтажное здание выполнено в стиле русского классицизма. Мамонтовы значительно расширили сооружение, потому что его первоначальная площадь была слишком мала для богатой семьи с пятью детьми. Они достроили нижний этаж с южной стороны, добавили мезонин с северной стороны и эркер. В настоящее время в стенах дома представлены две экспозиции. Первая посвящена семье Аксаковых и её окружению, а вторая – Мамонтовскому художественному кружку. В усадьбе много стилизованных зданий – «избушка на курьих ножках», мастерская с деревянной резьбой, церковь Спаса (в стиле псковских храмов). Миниатюрный храм строился по проекту Васнецова и Поленова. Художники написали для него по одной иконе. Авторами других икон стали Репин и Неврев. Но самое интересное здание – баня-теремок, было построено в 1877 – 1878 годах по проекту Ивана Ропета. При Аксаковых деревянный терем использовался в качестве бани, а Мамонтовы сделали из него дом для гостей. В наше время здесь размещается экспозиция работ столярной мастерской. Под крышей, раскрашенной «в шашечку», таятся подслеповатые окошки, карнизы и коньки, украшенные деревянной резьбой. Впоследствии архитектор создал много проектов деревянных дач-теремков, а стиль этот даже получил прозвище «ропетовщина». Здесь же располагается кухня – хозяйственная постройка, появившаяся на усадебной территории в 1870 году. Почти 50 лет она использовалась по прямому назначению, а теперь в ней выставлены образцы русского народного искусства, собранные членами художественного кружка. А ещё здесь можно увидеть и 250-летний дуб, это не постройка, но тоже важная часть усадьбы. Точный год его появления на свет – 1770. Теремок-школа Усадьба Талашкино княгини Марии Тенишевой в Смоленской области вся устроена в русском стиле. Незаконнорожденная дочь фрейлины императорского двора (поговаривали, что отцом её был император Александр II), воспитанная в строгости и ограничениях матерью и отчимом, в 16 лет была выдана замуж. Личное счастье она обрела лишь во втором браке с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым (в 1892 году), крупным российским промышленником, который разделял многие из идей своей жены и не препятствовал её увлечению искусством. Ещё до покупки Талашкина Мария Тенишева открыла художественную студию в Санкт-Петербурге, рисовальную школу в Смоленске, ремесленное училище под Брянском. В Талашкино она соединила и преумножила все свои прежние идеи. Княгиня могла бы потратить средства на драгоценности или туалеты, но создала в усадьбе мастерские кустарных промыслов, где работали керамисты, резчики по дереву и вышивальщицы. Мастерскими руководил Сергей Малютин – иллюстратор, создатель первой русской матрёшки, архитектор. Готовые изделия продавали в магазине «Родник» в Москве, Тенишева открыла его специально для этих целей. В Талашкино бывали и работали живописцы Сергей Малютин, Николай Рерих, братья Бенуа, Михаил Врубель, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Илья Репин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы Василий Андреев и Игорь Стравинский и многие другие, создававшие русское искусство в ту пору, которую называют Серебряным веком. Сегодня комплекс «Теремок» – это музей, а первоначально в нём располагалась сельскохозяйственная школа, основанная щедрой хозяйкой для крестьянских детей. Бревенчатое здание на кирпичном основании было возведено по проекту художника Сергея Малютина в 1901 – 1902 годах. Малютин – уникальный художник. Работая над образом «Теремка», он досконально изучил русский фольклор и символику старинных изображений. На главном фасаде – богатая резьба, в центре – Жар-птица, над нею – солнце, вокруг – коньки, цветы, листья. Сруб на уровне цоколя поддерживают чешуйчатые Змеи Горынычи. Над другим окном – белый лебедь, солнце, месяц и звёзды. Резьба на рамах содержит древний символ – мировое древо. Всё складывается в символ вечности и установленного в природе порядка. Русская старина была давней страстью Тенишевой. Её коллекция древнерусского прикладного искусства насчитывала более 10000 уникальных предметов. Вместе с известными учёными она организовывала экспедиции в разные уголки России. В 1905 году её коллекция была передана филиалу Московского археологического общества в Смоленске и вошла в экспозицию основанного ею в Смоленске музея «Русская старина». А первый музей «Русская старина» был создан именно в Талашкино в учебных целях, несколько экспонатов находятся именно здесь. Теремок с летучей мышью Сергей Малютин также стал автором доходного дома Петра Николаевича Перцова на Пречистенской набережной, рядом с храмом Христа Спасителя в Москве. Здание строилось в 1905 – 1907 годах. Это был уже городской дом, притом предназначенный для сдачи внаём, поэтому брёвна тут не годились, в ход пошли кирпич и узорчатая майолика с языческими славянскими символами и сказочными героями. Здесь можно рассмотреть самостоятельное произведение искусства – балкон, сделанный в виде небольшого домика. Покоится домик на плите, которую удерживают драконы, но местный люд зовёт их уже долгое время «крокодилами в слюнявчиках». Противоположный от набережной угол дома Перцова выступает как сказочный ледокол, весь в узорах и рисунках. В доме размещалось собственное жилище хозяев, супругов Перцовых. Их квартира занимала три этажа с видом на Москву-реку и была отдельным подъездом. Располагались здесь и квартиры под сдачу, и мастерские художников. Малютин поселился в подвале дома-сказки, чтобы создавать там полотна большого размера, поскольку в обычных комнатах сделать это было бы невозможно. Но в апреле 1908 года в Москве началось очередное наводнение, что было не редкостью в белокаменной вплоть до середины прошлого века. Подвал дома Перцовой был затоплен. Жена Малютина попыталась спасти имущество семьи и картины мужа. Что-то было вынесено из подвала, но многое утонуло в ледяной воде. Она простудилась от холодных ванн, преподнесённых стихией, и к концу лета 1908 году умерла, оставив мужа вдовцом с четырьмя детьми. А в 1908 – 1910 годах в другом подвале под квартирой Перцова находилось мхатовское кабаре «Летучая мышь». Назвали его так после того, как во время спуска в подвал навстречу владельцам вылетела летучая мышь. Дом Перцова расселили уже после войны, и художникам, а порой и их вдовам было тяжело покидать насиженное гнездо. Сегодня дом принадлежит российскому МИДу. Теремок со скатертью-самобранкой Московский дом художника Виктора Васнецова – пример того, что получается, когда человек искусства сам придумывает своё жилище. В основу архитектурного проекта легли рисунки Васнецова. Художник жил в этом доме до своей смерти в 1926 году. Здание для своей семьи с обширной и светлой мастерской Васнецов начал строить в 1894 году с помощью профессионального архитектора Василия Башкирова. К основному, вполне обычному белёному кирпичному корпусу пристроен терем с крышей-бочкой. У него узорчатые окна с лепными наличниками и колонками-дыньками, а вдоль фасада – поливные изразцы с растительным орнаментом. Интересно, что разные части дома имеют разный стиль. Так, гостиная выглядит как боярская комната XVII века, а столовая напоминает крестьянский дом. На первом этаже, который был жилым, располагались комнаты семьи Васнецова, столовая и гостиная. Именно здесь собирались так называемые Васнецовские среды, на которых присутствовала вся московская интеллигенция. Второй этаж использовался как мастерская. Размер помещения – 110 метров, высота потолков – 6 метров. В мастерскую вела закруглённая лестница, которая проходила через деревянный сруб, похожий на храмы русского Севера. Окна декорированы традиционными русскими наличниками в виде кокошников. Подсобные помещения напоминают русские избы. После смерти Виктора Васнецова его семья обратилась в Третьяковскую галерею с просьбой о создании мемориальной выставки на постоянной основе. Советская власть охотно пошла навстречу, поскольку Васнецова считали предшественником соцреалистического стиля. Фольклорные мотивы художника использовались для пропаганды национального духа. Таким образом удалось сберечь оригинальную обстановку. Мемориальный музей Васнецова открыли в его доме в 1953 году по инициативе наследников, которые передали здание под управление государства. С 1986 года дом-музей Васнецова в Москве входит в музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». Интерьеры в доме сохранились со времён жизни художника, в мастерской стоят его картины – «Спящая царевна», «Ковёр-самолёт» и другие. Большинство бытовых предметов – оригиналы. Мебель необычна и, подобно самому дому, выглядит сказочно. В столовой есть буфет, который домочадцы прозвали «скатерть-самобранка». Дети художника ставили тарелки за дверцы, и они вмиг наполнялись едой. Дело в том, что задняя стенка буфета примыкала к кухне, и повара поддерживали сказочный статус буфета. Сохранились изразцовая печь, самовар, массивные люстры и посуда конца XIX века. Многая мебель в гостиной была изготовлена братом художника – Андреем Васнецовым. Именно здесь устраивались вечера для московской богемы и интеллигенции, на которых в разное время присутствовали Фёдор Шаляпин, Василий Суриков, Илья Репин и Валентин Серов. А в мастерской сохранились такие важные предметы, как стремянка, стоя на которой Васнецов писал свои монументальные полотна, или рисунок Ангела молчания над входом, символизирующий необходимость соблюдения тишины во время его работы. Теремок с чучелами Бывший особняк Петра Ивановича Щукина в Москве – ныне биологический музей имени Тимирязева. Этот дом был построен в 1893 – 1898 годах архитекторами Борисом Фрейденбергом, Адольфом Эрихсоном и Василием Башкировым, а в 1905 году Фёдор Кольбе возвёл рядом одноэтажный корпус для музейного склада. Дело в том, что при Щукине здание тоже было музеем, однако не биологическим, а историческим – «Российские древности». Архитектурный комплекс состоит из трёх зданий – старого музея, в нём сейчас размещается администрация музея, нового музея, в котором расположены экспозиционные залы, и одноэтажного флигеля, но в музейный комплекс он не входит. Здание для купца было построено не деревянное, а каменное. Помня о московских пожарах, Пётр Иванович Щукин опасался за сохранность коллекции. При строительстве были соблюдены все меры противопожарной безопасности: между залами установлены массивные металлические двери, на окнах – плотно закрывающиеся металлические ставни. Всё это сохранилось в усадьбе по сей день. Чтобы узнать больше об особенностях старой русской архитектуры, летом 1892 года Пётр Щукин вместе с архитектором Борисом Фрейденбергом специально ездил в Ярославль и Ростов Ярославский, где сохранились постройки XVII века. Много элементов было скопировано с ярославских церквей, в частности, изразцы и висячие «гирьки» с храма Иоанна Предтечи. Многие художники – современники Щукина приходили в музей и рисовали предметы из его коллекций для воссоздания исторической точности своих работ. Например, у Василия Сурикова на картине «Степан Разин» изображён персидский ковер, это точная копия малоазийского ковра XVIII века из коллекции Петра Щукина. Валентин Серов для росписи занавеса Дягилевского театра в Париже взял за основу персидские миниатюры. На картине Василия Верещагина «Двери Тамерлана» изображены два сторожа в бухарских халатах, которые полностью повторяют халаты, привезённые Щукиным с Востока. В 1905 году Щукин подарил Историческому музею коллекцию, где было более 300 тысяч предметов, и до своей смерти в 1912 году оставался её хранителем. После смерти Петра Щукина в ноябре 1912 года, вопреки оговорённым условиям, его коллекции практически сразу начали перевозить в подвалы Исторического музея, но из-за череды политических событий – Первой мировой войны, революции, Гражданская война – закончить удалось только к началу 1925 года. В начале 1930-х годов часть помещений отдали под студенческие общежития, хотя жили там не только студенты. Долгое время усадьбой никто не занимался и постепенно она стала разрушаться. Но в 1934 году по ходатайству Максима Горького Моссовет решил передать эти здания биологическому музею. Музей переехал в усадьбу летом 1935 года, начал проводить ремонтные работы и постепенно разворачивать экспозиции. К весне 1941 года всё было готово к полноценной работе, но началась Великая Отечественная война, и деятельность музея была приостановлена. Коллекции были эвакуированы в объединённые хранилища, а в зданиях усадьбы разместились курсы Красного Креста. В конце 1943 года эти здания передали геологическому фонду для размещения геологических материалов. Здание вернули биологическому музею в декабре 1946 года. В биологическом музее им. К.А. Тимирязева, помимо тематических и научных мероприятий, на регулярной основе проводятся экскурсии по усадебному комплексу. И его изюминкой является самый настоящий подземный туннель, в котором раньше размещались картины. Соединить два здания крытой галереей Щукину предложил художник Верещагин во время строительства нового музея. Ещё при Петре Ивановиче Щукине на большом приусадебном участке, помимо зданий и построек, находилась оранжерея. В 1930-х −1940-х годах часть планировочной структуры была утрачена. Но оранжерея существует и сейчас, она также открыта для посетителей.