Школа альпинизма MCS AlexClimb
Эволюция устройств для страховки и спуска по верёвке в техническом альпинизме, скалолазании и ледолазании.
Всего 20-30 лет назад для страховки во время лазания или спуска по верёвке использовались рогатые восьмёрки, а то и вовсе "лепестки".
Надо отметить, что в те времена, подобная скудность выбора никого сильно не огорчала - все были довольны тем, что было хоть что-то. Пусть некрасиво, зато "дёшево и сердито".
Несмотря на неказистый вид, эти изделия были универсальны - их можно было использовать как для тренировок на скалах, так и для занятий промышленным альпинизмом.
А то, и в горы с собой взять. На маршрутах, заляпанные герметиком "восьмёрки" красноречиво говорили о профессионализме их владельцев.
На сегодняшний день, развитие индустрии средств обеспечения безопасности в альпинизме и скалолазании представляет возможность гораздо более широкого выбора различных приспособлений для страховки и спуска по верёвке.
Чтобы не запутаться в разнообразии устройств для спуска и страховки, важно, хотя бы в общих чертах, понимать особенности разных групп этих устройств и нюансы их использования.
Рассмотрим далее три основные категории страховочных / спусковых устройств - "Восьмёрка", ATC (корзина) и ABD (гри-гри).
Именно эти три категории включают в себя все актуальные для альпинизма, скалолазания и ледолазания приспособления, позволяющие обеспечивать как верхнюю, так и нижнюю страховку, а также выполнять функцию спусковых устройств для одинарной или двойной верёвки.
Классика жанра - категория устройств типа «Figure Eight» (Восьмёрка)
В эту категорию страховочных / спусковых устройств входит большое разнообразие приспособлений, конструктивно сохранивших основную идею прототипа – два соединённых перемычкой кольца разного диаметра.
Верёвка проходит через большее кольцо и тормозится за счёт перегиба на карабине, либо, при другом способе – за тело восьмёрки, в редких случаях - только за малое, либо за большое кольцо.
«Восьмёрка» - это безусловная классика жанра страховочных / спусковых устройств, на сегодняшний день полностью сохранившая актуальность в сфере альпинизма.
Из плюсов этого устройства следует особенно отметить универсальность восьмёрки - она работает на любых диаметрах, лояльна к жёсткости и качеству верёвки.
Большое кольцо "Восьмёрки" позволяет даже переезжать без перестёжки узлы на верёвке при спуске по перилам - ни одно из более современных страховочных устройств такой опции не имеет.
«Восьмёрка» может применяться для спуска как по одинарной, так и на двойной верёвке - это крайне важное качество при использовании устройства на альпинистских маршрутах.
Недостатками «восьмёрки» можно назвать её свойство скручивать и изнашивать верёвку, а также полную неспособность этого устройства тормозить либо блокировать верёвку при потере контроля над нижним концом.
Эта особенность "Восьмёрки" требует использования дополнительных страхующих приспособлений при использовании устройства для спуска по верёвке (прус либо механический зажим)
Выбор "Восьмёрки" в качестве страховочного / спускового устройства обоснован в том случае, если приходится иметь дело со старыми, изношенными, грязными или обледенелыми верёвками, при спусках по стационарным перилам неизвестного состояния.
Для спортивного скалолазания или ледолазания, страховочное устройство «Восьмёрка» на данный момент теряет свою актуальность, вплоть до запрета на использование в некоторых спортивных скалолазных залах.
ATC (Air Traffic Controller) - самая популярная на сегодняшний день категория неавтоматических страховочных устройств для альпинизма и скалолазания
В России для устройств этой категории приняты названия "стакан", "корзинка", "трубка", "шайба" и т.п..
К данной категории относятся такие страховочные устройства как BD XP, CAMP Piu, Metolius Be Up, Petzl Riverso и многочисленные другие немеханические приспособления для страховки и спуска по верёвке.
Конструктивно, все устройства ATC представляет из себя корпус цилиндрической формы с двумя просветами под верёвку (реже с одним), торможение верёвки происходит за карабин и края корпуса устройства при перегибе верёвки.
ATC – название нарицательное, оно появилось от одного из первых устройств данной конструкции, выпущенном американской компанией Black Diamond – ATC (Air Traffic Controller).
На сегодняшний день устройства ATC завоевали огромную популярность во всём мире как наиболее универсальные и безопасные устройства для спуска и страховки.
Совершенствование и расширение ассортимента устройств ATC не прекращается и на сегодняшний день.
Появляются новые устройства и технические решения для повышения безопасности при страховке или спуске по верёвке, сокращении нагрузки на страховочный конец верёвки, уменьшению её износа, сокращению риска падения при потере контроля над нижним концом верёвки.
При использовании на двойной верёвке, благодаря раздельным окнам для двух верёвок, в устройствах категории ATC сведён к минимуму неприятный эффект трения верёвки о саму себя при спуске, характерный для «восьмёрок».
Это конструктивное решение значительно сокращает износ верёвки и вероятность её запутывания при длинных спусках.
Многие современные устройства ATC имеют расширенный функционалом за счёт дополнительных элементов конструкции.
Эти приспособления могут использоваться для организации полиспастов и вытяжных систем, решения нетипичных задач при организации страховки.
Благодаря своей практичности и универсальности, устройства категории ATC попадают в сферу профессионального использования в спортивном и промышленном альпинизме, скалолазании и ледолазании.
Из недостатков группы страховочных / спусковых устройств ATC следует выделить их чувствительность к диаметру и качеству верёвки, особенно этот эффект заметен на новых моделях устройств ATC, имеющих более узкие просветы для верёвки по сравнению со старыми моделями.
Следует обратить внимание на то, что отсутствие функции автоматической блокировки верёвки на классических ATC требует дополнительных мер безопасности при работе с устройством.
В частности, при спуске по двойной или одинарной верёвке требуется дополнительная страховка нижнего конца верёвки на случай потери контроля над ним.
Данное свойство не является недостатком страховочных устройств ATC, так как даёт значительно больше возможностей для обеспечения безопасной страховки лидера (блокирующие верёвку устройства ABD не так хорошо приспособлены к выполнению данной задачи).
Выбор страховочного / спускового устройства ATC будет оптимальным при использовании качественных верёвок на альпинистских или скалолазных маршрутах, для решения разнообразных задач при организации страховки.
Все устройства категории ATC, обеспечивают существенно лучший контроль над верёвкой по сравнению с устройствами типа «Восьмёрка».
Граница между категориями страховочных / спусковых устройств ATC и следующей категорией ABD определяется наличием функции автоматической блокировки верёвки при рывке.
В зависимости от того, как данная функция конструктивно реализована в устройстве, оно может относиться к первой (Passive) или второй (Active) части общей категории ABD (Assisted Braking Devices - Управляемые тормозные устройства)
В процессе эволюции, некоторые устройства ATC, сохраняя характерный конструктив, получили возможность автоматического торможения или блокировки верёвки благодаря геометрическим особенностям свой формы.
Страховочные / спусковые устройства Edelrid Mega Jul, BD Pilot, Mammut Smart, CT Alpine Up и т.п. по своей концепции и конструктиву всё ещё близко находятся к категории ATC, однако, уже имеют функцию блокировки или торможения верёвки.
На устройствах категории Passive ABD функция блокировки верёвки при рывке достигается исключительно за счёт специфической геометрии устройства, без использования в конструкции механических, блокирующих верёвку подвижных деталей, характерных для категории Active ABD.
Устройства категории Passive ABD универсальны как для альпинизма, так и для скалолазания. Они могут использоваться для страховки и спуска как по одинарной, так и по двойной верёвке, если это предусмотрено их конструкцией.
В большинстве случаев использования для спуска устройства ABD, при соблюдении номинального диаметра верёвки, дополнительная страховка нижнего конца не требуется, так как риск потери контроля, благодаря автоматике устройства, сведён к минимуму.
При увеличенном диаметре, загрязнении, износе верёвки – устройства категории ABD могут работать нестабильно, особенно полуавтоматы Jul, Mega Jul, Smart, BD Pilot и ряд других. Кроме того, работа автоматики ABD зачастую сильно зависит от модели используемого в комплекте карабина.
Наиболее очевидным недостатком всех устройств ABD является их свойство жёстко блокировать верёвку при рывке. Данная особенность, безусловно, повышает безопасность при обеспечении верхней страховки или при спуске по верёвке.
Но, в случае использования устройства ABD для страховки лидера - появляются дополнительные риски, так как, далеко не всегда, резкая остановка падения является оптимальным решением.
По этой причине, для страховки лидера рекомендуется использовать неавтоматическое устройство ATC, дающее большую свободу действий для страхующего.
Active ABD - категория автоматических механических устройств для страховки и спуска по верёвке
При достижении максимального уровня безопасности и комфорта в использовании, устройства категории Active ABD во многом потеряли свою универсальность.
Из-за значительного веса, сложности конструкции и, в большинстве случаев, невозможности использования на двойной верёвке, устройства Active ABD не актуальны для работы на альпинистских маршрутах.
В то же время, они практически незаменимы для обеспечения верхней страховки на скалолазных indoor/outdoor тренажёрах, а также для спуска по одинарной верёвке в промышленном альпинизме, каньонинге, и т.п.
Всё, сказанное выше о неудобстве устройств ABD для страховки лидера, в полной мере относится к устройствам Active ABD.
Намертво блокируя верёвку, они не дают страхующему возможности погасить рывок или избежать удара о препятствие при срыве лидера.
Устройства категории Active ABD, в силу своих конструктивных особенностей, обеспечивают максимальную безопасность.
Даже в случае потери страхующим контроля над нижним концом верёвки, устройство срабатывает, блокируя верёвку, либо обеспечивает ее безопасное торможение.
Флагманом данной категории безусловно является Grigri – бессменный лидер среди автоматических страховочных / спусковых устройств с момента своего появления в 1991 году.
За время существования Grigri появилось множество удачных и неудачных произведений самых разных производителей, которые поняли всю привлекательность концепции – создать максимально безопасное страховочное / спусковое устройство с функцией автоматической блокировки верёвки.
Как и устройства ATC, все страховочные / спусковые приспособления категории ABD очень требовательны к диаметру и состоянию верёвки.
Из-за своих перечисленных особенностей, устройства Active ABD не приемлемы на любых альпинистских маршрутах, но зато гораздо более удобны и безопасны при использовании для верхней страховки при занятиях скалолазанием или в промышленном альпинизме.
Завершая этот обзор, я хочу добавить только одно – чем бы вы не страховали, безопасность зависит не от используемого устройства, а исключительно от квалификации и внимания страхующего - учитесь страховать правильно!
Ключевым аспектом безопасности является корректная техника страховки и понимание личной ответственности за жизнь и здоровье своего напарника.
За исключением некоторых несущественных нюансов, техника страховки не меняется при использовании различных устройств – контроль страховочного конца верёвки должен осуществляться 100% времени, независимо от типа используемого страховочного устройства – никакая автоматика не исправит последствий ошибки страхующего.
В этом обзоре я намеренно ничего не сказал об устройствах, работающих исключительно для спуска – решётки, ретрамы, десантёры, и т.п. Данная категория устройств сознательно не была затронута, так как они не используются ни в альпинизме, ни в скалолазании, предназначены исключительно для промышленных целей и спелеологии.
Автор текста и фотографий - Алексей Трубачёв
Ваш гид по альпинизму, ледолазанию и скалолазанию
MCS EDIT 2024