Железная дорога открылась в 1851 году. Она стала не первой в стране (было несколько коротких), но первой столь продолжительной - 644 км. Сразу было построено два пути, что для того времени считалось современным.
- Главным архитектором дороги был назначен Константин Тон, придворныи? архитектор, невероятно талантливый, - рассказывает Metro Юрий Егоров. - Он спроектировал Оружеи?ную палату, Большой Кремлёвскии? дворец, Храм Христа Спасителя и оба вокзала - Московский и Ленинградский (в те времена - Николаевский). Железная дорога была настолько важна, что создавать её приглашали лучших архитекторов.
По железной дороге сначала курсировали паровозы, затем на короткое время их заменили тепловозы, а с 1861 года стали ездить уже электропоезда.
Железной дорогой пользовались все: и императоры, и чуть менее известные личности, и простые люди.
Для императоров на всех вокзалах были созданы особые комнаты - рабочие кабинеты, где можно было принять городскую делегацию и подписать документы.
У Николая II было пять специальных поездов. Для пригородных поездок - одни, для дальних - другие, для поездок в Европу - третьи.
- В течение всей поездки императора вдоль железной дороги скакала конная стража, - говорит Юрий. - Сначала они сопровождали все императорские поезда, затем находились только на крупных станциях.
Для всех путешествие из Петербурга в Москву в первые годы начиналось с посещения полиции.
- Считалось, что железная дорога - столь быстрый способ передвижения, что воспользовавшись им, можно было укрыться от правосудия, - продолжает Юрий. - Прежде чем купить билет, нужно было сначала пойти в полицию и получить справку о благонадёжности. Только после этого в кассе на вокзале продавали билет. Походы за справкой закончились вместе с развитием телеграфного сообщения: примерно через 10 лет после открытия железной дороги.
В середине XIX века эта дорога была настоящим чудом. Сохранились воспоминания очевидцев, и одно из них оставил французский поэт, прозаик и путешественник Теофиль Готье. Он ехал из Петербурга в Москву в начале 1860-х.
Тогда на станциях поезда надолго останавливались, чтобы поменять паровоз, проверить техническое обеспечение, дать возможность отдохнуть локомотивной бригаде. В это время пассажиры шли обедать.
Готье писал, что был поражён: лучшие французские вина оказались в Российской империи и подавали их на станциях в этом поезде. Также его поразила архитектура станций. "Построенные по единому плану станции великолепны, - писал Готье в своей книге "Путешествие в Россию". - В их архитектуре удачно сочетаются красные тона кирпича и белый камень. Но тот, кто видел одну из них, видел их все".
Про Николаевскую железную дорогу сложено несколько легенд. Эксперт рассказал Metro о самом интересном:
Дорога проведена по линеи?ке
Такая версия гуляет по сети, но это далеко от истины. Император Николай I, устав от обсуждений, каким путём пустить дорогу, положил линеи?ку на карту и сказал: "Идите по ней". Но всё было совсем не так.
Действительно, шли бурные обсуждения, как прокладывать дорогу: кратким прямым путём от Петербурга до Москвы или путём длиннее, но с заходом в крупные города - Тверь и Великий Новгород.
- Если для Твери удлинение составляло несколько километров, то для Новгорода дорогу нужно было проложить на 80 км, - говорит Юрий. - Николаи? I принял решение после того, как выслушал Павла Мельникова, автора проекта этой железной дороги и одного из начальников строительства.
Мельников сказал: "Сеи?час эта дорога одна, но впоследствии их будет множество. Если сейчас построим дорогу с заходом в эти города, нам понадобится затем её спрямлять. Зная сейчас, как строить правильно, зачем заводить дорогу в Тверь и Новгород".
На это Николай ответил: "Рад, что ты со мнои? одного мнения, ведите дорогу прямо". Не по линейке, но без захода в Тверь и Новгород. Николай I был очень образованным человеком, инженером и прекрасно понял, что ему пытался объяснить Мельников.
Привидение на Мстинском мосту
Есть легенда, что на Мстинском мосту, на участке между населённым пунктом Бологое (Тверская область) и Петербургом, живёт одинокое привидение.
- Во время Великой Отечественной вои?ны там разбомбили эвакуационныи? поезд, который шёл из Ленинграда, - говорит Юрий. - И вот вам реальный факт: локомотивные бригады рассказывали, что на рассвете видели прямо на путях непонятную фигуру в белых одеждах. А летом, как раз ранним утром, поезд проходит этот самый Мстинскии? мост.
Локомотивная бригада, заприметив загадочную фигуру, стала тормозить. А когда поезд к ней подъехал - она испарилась. Стали расследовать и выяснили по документам, что это не первая локомотивная бригада, которая тормозит на данном участке дороги.
До сих пор так и не выяснили, что это было за явление. Так родилась легенда о гуляющем на рассвете привидении.
Николая I и красная шапочка
Когда дорогу построили, император решил по ней проехать и всё посмотреть. Случилось это 19 августа 1851 года. Он останавливался на всех крупных станциях, выходил, осматривал сооружения. В этом поезде его сопровождали инженеры.
Как только поезд Николая I подъехал к Мстинскому мосту, он вышел и пересел на лодку, которая довезла его до противоположного берега.
- Ехать по нему Николай не рискнул: долина у Мсты глубокая, от уровня рельсов до уровня воды там больше 50 метров, а мост деревянный. Красивая лёгкая ажурная конструкция, которую спроектировал гениальный инженер Дмитрий Журавский, буквально висела над пропастью, - объясняет Юрий. - На другом конце берега император махнул рукой поезду, мол, поехали! И тут машинист дал пар в машину, колеса закрутились и стали проскальзывать.
Оказалось, нашёлся сотрудник, который перед приездом императора решил сделать красиво и покрасил рельсы чёрной масляной краской. Естественно, по маслу колёса не ехали. Кто-то из инженеров понял, что произошло, посыпал рельсы песком, и поезд поехал.
Император был недоволен. Когда ему всё объяснили, он сказал: "Приведите сюда этого дурака, наденьте на него красную шапку, пусть все увидят, кто он".
Маша Ильина