Сначала факты: в Невском районе Петербурга женщина-водитель долго отказывалась уступить путь автомобилю скорой помощи. Красный «КИА Пиканто», проезжая по узкому дворовому проезду между двух рядов припаркованных машин, уперся во встречные автомобили, одним из которых был микроавтобус скорой помощи.
Как рассказал местный житель в телеграм-канале «Мегаполис», женщина сперва сидела в машине, затем вышла, постояла и села обратно. Прохожие и водитель спецмашины просили ее сдать назад, но прежде, чем она согласилась, прошло 7–9 минут.
По словам очевидца, дама дала задний ход лишь после того, как ей пригрозили звонком в полицию. Маневрировала она «очень неаккуратно и неторопливо», добавил автор видео, который снял из окна возмутившую его сцену.
Сначала сообщали, что в карете скорой помощи везли 6-летнего мальчика. Он умер от остановки сердца – его не удалось спасти. Затем драматизм происшествия снизился: везли девочку, которая благополучно была доставлена в больницу, но проблема не снята: почему работа медиков зависит от того, сумеют быстро напугать упрямого автохама полицией, или «принципиальный» водитель будет стоять до конце?
Эксперт рассказал, что все спецсигналы у спешившей на вызов скорой работали. С точки зрения морали и здравого смысла водителю нужно было уступить дорогу. Реанимобиль должен был подъехать к подъезду вплотную, чтобы медики быстрее оказали помощь пациенту. Это здравый смысл...
«Но с правовой точки зрения здесь остаются нюансы. У него нет места для маневра. Ни вправо, ни влево. Он может подать только задним ходом. С правовой точки зрения, возможно, он даже не будет подвержен штрафу, то есть, по крайней мере, он сможет его оспорить», – пояснил автоэксперт.
Максимум, что грозит водителю иномарки – штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Но если бы по его вине медики не успели оказать пациенту первую помощь, дело могло бы закончиться уголовным преследованием и наказанием – до 4 лет лишения свободы, сказал эксперт и пояснил:
– Если скорая везла пациента или ехала на вызов, а действия водителя привели к тяжкому, непоправимому ущербу здоровью, то ему может грозить уголовная ответственность. Штраф от 80 тысяч рублей и лишение свободы до двух лет. Если пациент умер – до 4 лет лишения свободы.
Как эта проблема решается в других странах?
Русский, работающий в Америке, удивился:
– Когда я был в Москве, я заметил, что «скорая помощь» с включенной сиреной стоит в пробке. В США я ни разу с этим не сталкивался. Все обязаны сразу уступить дорогу, иначе можно лишиться прав.
В Германии для водителей на дорогах существует понятие «спасательный коридор». На самом деле это дорожное правило, которое ввели почти 40 лет назад, а точнее в 1982 году. Не поверите, но оно до сих пор работает безупречно. Центральная полоса на автомате освобождается водителями не для проезда высокопоставленных лиц, а для свободного передвижения скорой помощи, полиции, пожарных, спецслужб. Для немцев это нормально, а для нас чудо: пробка, но оставлен проезд!
Важно отметить, что в Европе существуют штрафы, которые будут выписаны водителю, который не создал «спасательный коридор». А в Германии выписывают штраф от 200 до 350 евро за непропущенную машину аварийной службы.
Но самые суровые штрафы в Сингапуре. Там за препятствия машине оперативных служб водителю грозит штраф в 5 тысяч местных долларов (более 200 000 рублей) и тюремное заключение на шесть месяцев.
Важным пунктом помимо контроля и обучения является уважение европейцами других людей. Они ценят жизни и свободу другого человека. А также возможность получения быстрой помощи от ведомственных служб. И важным пунктом является проектирования дорог: это значит, что в Германии и Англии дороги проектируются с учетом возможной ситуации, когда необходимо проехать спец транспорту. Дороги там широкие не только для комфорта автомобилистов, но и для пропуска служебных автомобилей. Там всегда есть пространство для маневра.
Почему появляются автохамы, которые демонстрируют неуважение к обществу и нормам, выработавшимся в этом обществе? Психологи утверждают, что эти люди не уверены в себе, они обладают заниженной самооценкой, которая каждую секунду заставляет их сомневаться в себе, в своих силах, в своей компетентности, в своей способности вызывать уважение других людей, и поэтому они должны продемонстрировать свою значимость, брутальность, в наличии которой они где-то в глубине души сомневаются.
Есть такая «подпольная» точка зрения психологов: у человека с маленькой пиписькой самый большой автомобиль и самая крупная собака!
А если серьёзно, то автохамство – это показатель уровня культуры (то есть отсутствие этой культуры).
И хамское поведение на дороге – это доказательство себе, что я самый-самый крутой: например, когда возникает большая пробка, все стоят, и один человек вдруг начинает объезжать ее, вклинивается, это как раз говорит о том, что социализация до конца не состоялась, не завершилась. То есть человек не стал полноценным человеком социальным. Он остался где-то на переходном уровне, «обезьяна не распрямилась!»