Повысится ли благодаря нам средний IQ в Татарстане?
Все мы очень любим русский язык, но название «Школа Principal Engineer», которую «Татнефть» провела в Альметьевске ПИШ ИТМО и ВШН, не так-то просто точно перевести. Понятно, что речь идет о каком-то инженере. Дословное значение слова Principal — основной, главный, директор, руководитель. Все эти понятия похожи, но не тождественны, поэтому для определения инженера-лидера используется именно англоязычное выражение, сокращенное до аббревиатуры PE. Поймите и простите.
«Татнефть»: большая, добрая и требовательная
Компания второй год подряд проводит «Школу РЕ». На этот раз к нам приехали 38 молодых ученых, которые показали свои перспективные разработки. Они касались как непосредственно нефтяной отрасли, например, мы познакомились с проектом мобильного спектрометра для анализа качества нефти. Также мы увидели стартапы, применяемые в широком спектре промышленности, например технологии производства посуды из биоразлагаемых материалов. К обсуждению присоединились старшеклассники Инженерного лицея и Лицея №1 Альметьевска.
Основная задача школы за годы не изменилась. Компания «Татнефть» дает возможность воплотить научную идею в бизнес-плоскость. Потому что путь без большого, доброго, но требовательного помощника может оказаться гораздо сложнее, чем думалось. Идея, как бы это парадоксально не звучало, не стоит почти ничего. В литературе если кто не знал, идея даже не является объектом интеллектуальной собственности.
Чтобы это нечто воздушное и эфемерное превратилось в работающий продукт, нужно вложить много времени, опыта и сил.
Чего не может Рокфеллер?
Кто же может научить и показать, как надо? Есть один красноречивый пример. Люди при изучении иностранного почему-то с особым пиететом относятся к носителям языка, так называемым native speakers (еще раз извиняемся за наш английский). А в чем же их преимущества кроме того, что они впитали язык исключительно по месту рождения и благодаря родителям? Это все равно, что доверить свой стартап мнению правнука Рокфеллера. Этот правнук, вероятно, имеет отличное образование, великолепный стратегический потенциал, но получил он все это только потому, что родился с золотой ложкой во рту.
Логично, что больше и лучше поможет в изучении языка тот, кто самостоятельно прошел все сложности чужой среды, показал себя в ней с лучшей стороны и адаптировался во всей красе. В Школе РЕ как раз участвуют такие же молодые ученые, которые довели свои проекты до конца, внедрили их в производство и привлекли средства грантов и спонсоров.
К сожалению, этому в большинстве университетов не учат. А у нас учат. Как, защитив кандидатскую диссертацию, поставить и достигнуть более высокой планки. Например, стать руководителем большой научной лаборатории (ее мы можем предоставить), крупного проекта, чтобы команда работала как единый механизм.
В нас не пропал дух авантюризма!
Методов и инструментов для достижения результата много, о них говорилось на протяжении многих часов. Одно из главных аксиом, которые нужно уяснить — это то, что инженеру не нужно ставить целью изобрести конкретную разработку, нужно решить проблему. И в этом пригодятся все связи, причем не только нейронные. Речь идет о том и как правильно выполнить технические задания заказчика, и как грамотно подобрать команду проекта.
Инструментами РЕ-инженера могут стать не только что-то новое: нейросети, объемные модели, ИИ-помощники. Но и то, что с успехом использовали инженеры ХХ века. Например, система автоматизированного проектирования (САПР), которая верой и правдой служит ученым начиная с зари компьютерной эпохи.
Зачем «Татнефти» эта школа, наверное, чтобы забрать себе лучших инженеров России, спросите вы. Разумеется, Компания никогда не откажется от крутых инженеров новой формации, но поднять средний IQ в Татарстане до уровня 120+ для нас не самоцель. А цель — приносить максимальную пользу Татарстану и всей стране. Поэтому не так важно, проходят ли умные молодые люди каждый день через наши турникеты. Можно работать где угодно. Главнее приносить пользу на своем месте, в составе большой группы или с небольшим коллективом. В сущности, путь от стартапа до листинга акций на бирже не такой уж и долгий. Нужно лишь упорство, талант и здоровый авантюризм.
С этим у нас, в нефтяном крае Татарстана все в полном порядке. Наши прадеды пришли сюда 80 лет назад поднимать татарскую нефтяную целину фактически на пустое место. В то время в нашем регионе и городов было раз два и обчелся. А теперь на цветущей земле мы надеемся, что дух первооткрывателей будет манить новое поколение молодежи.