В конце XIX века около железнодорожных станций стояло много водонапорных башен, которые были необходимы для обеспечения водой паровозов.
При их возведении в старой России часто использовали комбинированные материалы — кирпич и древесину.
Из кирпича строили ствол водонапорной башни, а из древесины — верхний этаж. Использование древесины обуславливалось наличием в России холодных зим.
К середине XIX века такое важное городское сооружение, как водопровод было только в столичных городах.
Белгород был первым уездным городом в Курской губернии, в котором был обустроен водопровод, и это доказывают архивные документы.
В 1869 году был частично реализован проект прокладки железнодорожного пути Москва-Феодосия, и первые поезда пришли в наш город.
Это обстоятельство стало причиной создания водопровода. Первый пуск воды в Белгороде был осуществлен 15 марта 1870 года.
Водонапорная башня представляет собой одну из основных частей устройства водопровода. Как правило, расход воды в общественных водопроводах в течение суток неравномерен.
Водный резервуар, помещенный в верхней части специально устроенной башне, позволяет регулировать давление и равномерность расхода воды в водопроводной сети.
Уровень, на который устанавливается этот бак, должен быть выше самого высокого здания, в которое будет подаваться вода.
Разница высот очень важна, поскольку весь принцип работы водонапорной башни основан на давлении, которое создает столб жидкости.
К резервуару ведут трубы от насосной станции, где обычно используют маломощный насос, постепенно наполняющий бак.
Когда железнодорожная сеть была модернизирована и перешла сначала на дизельную, а затем и на электрическую тягу, все эти сооружения потеряли своё практическое значение.
Отреставрированная водонапорная башня находится в Белгороде по адресу: Вокзальная площадь 1А. Она хорошо просматривается как со стороны города, так и со стороны железнодорожных путей.